|
закрытого помещения, выгодно отличавшегося от требищ под открытым
небом, подтверждает предположение о Ладе, как главной хозяйке этого
уникального капища: песни в честь Лады пели под Новый год и затем
весною, начиная с 9 марта по 29 июня, -- половина праздников,
связанных с именем Лады (в том числе и благовещение) падает на
холодный зимний и ранневесенний сезон, когда предпочтительнее
праздновать не на морозе. Впрочем, нельзя исключать того, что
наиболее массовые действа могли происходить на всем плато высокого
берега Десны и за пределами собственно святилища.
Для совершения летних обрядов купальского цикла, не
требовавших теплого помещения и, наоборот, нуждавшихся в воде для
совершения жертвоприношений подводно-подземным силам, имелось
поблизости (в получасе ходьбы) от святилища-крепости Святое озеро,
окруженное густым лесом; неподалеку от озера протекает речка
Ржаница. Не от языческих ли рожаниц названа так река, впадающая в
Десну близ Святого озера и святилища в честь рожаницы -- Лады?
Исключительный интерес представляет сопоставление
прослеженных археологических реалий с фольклорными данными о детских
играх, зачастую хранящих отголоски очень архаичных языческих
обрядов.
Для нашей цели очень важен тот тип общеславянских игр,
который у чехов носит наименование Na zlatou branu -- У золотых
ворот, или Mosty -- Мост 81.
-----------------------------------
81 Orlov S. Р. Нгу a pesne deti slovanskych. Praha, 1928, s.
160 -- 166. Слово "brana" точнее перевести как башня с проездными
воротами, но это очень громоздко.
В эту игру играют 12 мальчиков, из которых двое заранее
отделяются. Это -- ангел и черт; они образуют "ворота", остальные
выстраиваются гуськом, цепочкой, во главе с "вождем", который ведет
переговоры с "воротами". "Ворота" поют:
Zlata brana otevrena, Золотые ворота открыты,
Kdo v ni pujde -- Кто в них пойдет --
strati hlavu, потеряет голову,
Pojd', vojsko, poid'. Иди, войско, иди!
После этих угроз войско обращается к стражам ворот:
Войско: "Просим вас пропустить нас в золотые ворота". Стража:
"Что нам за это дадите?"
Войско: "Краюху хлеба с маслом и последнего (из состава
войска) стража". -- "Идите!"
Войско проходит, а последнего в цепочке стражи ворот хватают
руками и спрашивают, к кому он хочет -- к ангелу или к черту.
Действия повторяются, и когда играющие разделены на две партии, они
тянут канат. Здесь виден обычный для фольклора пережиток
фратриального театрализованного соперничества, которое в древности
могло быть гаданьем о победе сил добра или сил зла в связи с
каким-нибудь предстоящим событием. Известна подобная игра и у
русских; здесь нет образа крепости с воротами в проездной башне, но
остается такое же противопоставление добра (рай) и зла (пекло) и
деления на две партии:
Ходи в пекло, ходи в рай,
Ходи в дедушкин сарай,
Там и пиво, там и мед,
Там и дедушка живет...
Такие игры есть у поляков, у украинцев, а у русских они
доходят до Урала (игра "Ворота") 82.
-----------------------------------
82 Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские.
М., 1887, с. 198-200. Иногда в играх в "ворота" в качестве платы за
проникновение внутрь предлагается "дивочка в барвiновiм вiночку" или
сам "володар" требовал за открытие ворот "мизинно дитятко" (Orlov S.
P., s. 166). He содержится ли здесь какого-то намека на уже знакомые
нам жертвоприношения?
Соотнесение детских игр (т. е. угасшего обряда) со святилищем
на Благовещенской горе позволяет добавить такие черты к облику этого
интересного памятника: хорошо укрепленное городище могло
рассматриваться и в сакральном плане как оборонительный объект. В
святилищах, как мы знаем на примере западных славян, решались
общеплеменные вопросы войны и мира, производились гадания. Вполне
допустимо, что число 200-250 человек, могущих занять место на
скамьях капища, относится не к жителям одного поселка (слишком
грандиозно для этого все сооружение) и, конечно, не к людям всего
|
|