Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Медвежьи праздники с  точно  таким  же  названием,  сохранившим
  древнюю индоевропейскую форму "комоедицы" -- известны и у славян. В
  Белоруссии комоедицы проводились 24 марта,  накануне  православного
  благовещения. Хозяйки пекли специальные "комы" из  гороховой  муки;
  устраивались пляски  в  вывернутых  мехом  вверх  одеждах  в  честь
  весеннего  пробуждения  медведя79.  Древняя   масленица   оказалась
  сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом,
  несовместимым с масленичным разгулом. А  так  как  пост  подчинялся
  подвижному пасхальному календарю, то языческая  масленица,  хотя  и
  уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в  виде
  блинов),  но   сроки   её   изменчивы.   Первоначальный   же   срок
  непотревоженной масленицы --  весеннее  равноденствие.  Непременной
  маской на масленичном карнавале является "медведь", человек ряженый
  в медвежью шубу или вывороченный тулуп.
 ----------------------------------
      79 Бессонов Петр. Белорусские песни...

      Античные "комедии",  белорусские  "комоедицы",  связь  Артемиды
  с медведем и календарно с артемизием -- мартом -- все это позволяет
  предполагать, что сосуд-медведь  в  центре  Благовещенской  горы  в
  сочетании с женскими идолами может быть осмыслен как атрибут богини,
  близкой  по  своей  сути  к  античной  Артемиде.  В  связи  с  этим
  приобретает смысл и современное  название  горы  со  святилищем  --
  Благовещенская. Праздник благовещения всегда приходится на 25 марта
  (старого стиля), на дни весеннего  равноденствия,  как  и  медвежьи
  "комоедицы",  справлявшиеся  24  марта.  Очевидно,  святилище  было
  посвящено  женскому  божеству,  аналогичному   Артемиде.   Учитывая
  балтский  пралитовский  характер  юхновской  культуры,   мы   можем
  обратиться   к   литовской   мифологии.   Стрыйковский   (XVI   в.)
  свидетельствует, что литовцы почитали богиню весны Ладу и,  принося
  ей в жертву петуха, пели:

             Lado, Lado, Lado,        Лада, Лада, Лада,
             Didis musu Dewie.        Великое наше божество! 80

 ----------------------------------
      80 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 397.

      Литовская  Лада,  вероятно,  вполне  идентична   общеславянской
  Ладе, в которой  можно  видеть  одну  из  двух  архаичных  рожаниц,
  аналогичную греческой Лето, матери Артемиды. Судя по историческим и
  фольклорным данным, Лада была общим балто-славянским божеством, что
  в нашем случае и обеспечило преемственность от юхновской культуры до
  русского средневековья.
      Продолжим  осмотр   святилища,   попутно   проверяя   возникшую
  гипотезу. За полукругом идолов, вплотную  к  подковообразному  валу
  было выстроено длинное сараеобразное и  тоже  полукруглое  в  плане
  сооружение. Его каркасом были массивные столбы, державшие, очевидно,
  кровлю. Стены в промежутках между  этими  опорами  были  образованы
  сплошным рядом вертикально врытых бревен. Длина всего  помещения  в
  сохранившейся части 26 м, а в свое время оно должно было  достигать
  метров 60.
      Внутри было вырыто продольное, с  плоским  дном  углубление  во
  всю длину каждой половины "дома" и по обе  стороны  его  сделаны  в
  материке сплошные скамьи-лежанки тоже во всю длину. На плоском полу
  в трех местах (в  сохранившейся  половине)  прослежены  костры  без
  специальных очагов. Всего на четырех земляных скамьях обеих половин
  здания могли усесться 200 -- 250 человек.
      Это просторное помещение  предназначалось,  очевидно,  для  тех
  пиров  и  братчин,  которые  были  неотъемлемой  частью  языческого
  ритуала. Совершив  жертвоприношение,  заколов  на  дальнем  помосте
  жертву, одарив и вознеся  хвалу  полукругу  идолов,  приготовив  на
  рогатых кирпичах жертвенное мясо, участники  обряда  завершали  его
  "беседою", "столованьицем, нечестным пиром" в  закрытом  помещении,
  сидя на скамьях у небольших (очевидно, осветительных) костров.
      Весь вещевой материал Благовещенской горы резко  отличается  от
  материала обычных юхновских поселений. Здесь нет обычных жилищ, нет
  очагов, нет рыболовных грузил, пряслиц для веретен.  Все  найденное
  здесь предназначено именно для пиров: большие сосуды  (для  пива?),
  небольшие кубки, ножи, кости животных, подставки для вертелов.
      Вход  в  святилище  был  устроен  так,  что  сначала  входивший
  проходил на мост  через  ров  ("греблю"),  затем  попадал  в  узкое
  пространство ворот, приходившееся на середину вала  и  на  середину
  длинного  дома.  Возможно,  здесь  происходила  какая-то  церемония
  "причащения"  содержимым  сосуда-медведя.   Из   этого   срединного
  помещения два пологих  спуска  вели  налево,  в  северную  половину
  здания, и направо -- в южную половину.  Прямо  от  входа  был  весь
  внутренний двор святилища. Возможно, что четкое деление помещения на
  две половины  связано  с  фратриальным  делением  племени.  Наличие
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-