Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
                  Как её зовут?
                  И откуда привезут? 69

 ----------------------------------
      69 Бессонов Петр. Белорусские песни..., с. 81-82.

      Хоровод девочек  в  венках  из  цветов  выбирает  из  мальчиков
  ящера; его сажают в круг, накинув на него как мантию платок,  и  он
  поочередно в процессе игры-обряда отбирает венки,  которые  девочки
  должны выкупать поцелуями, песнями или пляской. Пение основной песни
  часто сопровождается припевом:

                  Ладо ладу, ладо ладу...

      В некоторых вариантах начало песни содержит  слова:

                  Дам тебе, ящер, красную девку.

      В иных вариантах присутствует погребальный  мотив:  выкапывание
  ямы и поминки по ящеру. Игра в ящера широко известна на Украине,  в
  России и в Белоруссии 70.
 ----------------------------------
      70 Игры народов СССР/Сост. В.  Н.  Всеволодский-Гернгросе.  М.;
  Л, 1933, с. 229 -- 232.

      Судя  по  тому,  что  ящер  срывает  орехи  с   куста,   обряд,
  воспроизводимый детской игрой, относился ко второй  половине  лета,
  когда созревают орехи.
      Многие детские игры являются трансформацией  древних  языческих
  обрядов и трансформацией, разумеется, смягченной. Сопоставим с этим
  поверья о том, что водяные женятся на утопленницах. К этому же циклу
  обрядов умилостивления  воды  или  подводно-подземных  сил  следует
  отнести и многочисленные и  широко  распространенные  обряды  (тоже
  превратившиеся в  игрища)  "похорон  Костромы",  "похорон  Морены",
  "похорон Купалы", когда куклу, одетую в  девичью  одежку,  топят  в
  воде 71.
 ----------------------------------
      71  Балов  А  К  вопросу  о  характере   и   значении   древних
  купальских обрядов и игрищ. -- Живая старина, 1896, вып. 1; Потебня
  А. А. О купальских огнях и сродных с ними представлениях.  Харьков,
  1914 (2-е изд.); Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 376.

      Все  фрагменты  и  отголоски  славянских  обрядов  сводятся   в
  единый комплекс: у древних славян, как  и  у  античных  греков  72,
  существовал обряд умилостивления божеств подземного мира, влияющего
  на плодородие путем принесения жертв, бросаемых в воду.
 ----------------------------------
      72 Лосев А. Ф. Античная мифология в её  историческом  развитии.
  М., 1957.

      Обряды,  связанные  с  "метанием   в   воду"   жертв   божеству
  подводно-подземного мира, непосредственно связанного с  плодородием
  почвы, а, следовательно, и с урожаем, проводились в середине лета на
  семик, на Купалу, когда хлеба начинали колоситься  и  окончательный
  хозяйственный результат сезона еще не  был  ясен.  В  этих  обрядах
  переплетались мужское, оплодотворяющее начало и женское вынашивающее
  и рождающее. У древних греков в середине лета топили в море со скалы
  две жертвы -- мужчину и женщину 73.
 ----------------------------------
      73 Лосев А. Ф. Античная мифология...

      В славянских обрядах мы знаем  и  похороны  Ярилы  (Ивана)  как
  олицетворение мужского начала, уже давшего  новую  жизнь  и  потому
  ставшего бесполезным,  и  похороны  Костромы,  Купалы,  изображения
  которых, одетые в женскую одежду, провожали  похоронным  плачем,  а
  потом топили в воде.
      Двойственность мужского и женского начала  сказывалась  в  том,
  что кукла-чучело Костромы иногда была одета  по-мужски.  Неизменным
  остается утопление Костромы в воде. Этимологически слово "Кострома"
  связано  со  словами,  обозначающими  "мохнатую   верхушку   трав",
  "метлицу", "бородку колосьев" 74.
 ----------------------------------
      74 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М., 1963, с. 87.

      Исходя  из  этого,  быть   может,   слово   Костро-ма   следует
  рассматривать как составное: Мать колосьев? Тогда утопление Костромы
  должно типологически соответствовать уходу  Персефоны-Прозерпины  в
  подземный мир, а славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке,
  соответствовать Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны.
      Кажущаяся нелогичность принесения в жертву  изображения  Ярилы,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-