|
"Эти люди (невры), по-видимому оборотни. Ведь скифы и эллины,
которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр
становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в
прежнее состояние" 65.
----------------------------------
65 Геродот IV, 105, с. 142-143.
Геродот сомневался в достоверности сообщенного ему.
Этнография знает много поверий об оборотнях-вурдалаках
(волкодлаках), приуроченных главным образом к территории Белоруссии
и Украины, т. е. к тем местам, где известна милоградская культура
66.
----------------------------------
66 Мароньский С. Гелоны Геродота. -- В кн.: Семенкович В. Н.
Гелоны и мордва. М., 1913, вып. 1; Иванов П. Вовкулаки. (Юбилейный
сб. в честь В. Ф. Миллера). М., 1900, с. 292.
Последний вопрос, приступить к которому нам очень трудно в
связи с недостаточной изученностью болотных городищ, -- это вопрос
о самом замысле создания подобных сооружений, о языческой сущности
этого культа. Здесь можно исходить только из самых общих положений.
Во-первых, несомненна связь с культом воды и подводно-подземным
"нижним миром", лучше всего выраженным самим болотом с его
неизведанными и недоступными глубинами, болотными огнями, коварством
болотной зелени и трясин, зловредностью болотных лихорадок.
Святилищу на болоте придавалась идеально круглая форма.
Возможно, что здесь, как и при создании кургана, мыслилась модель
видимой земли, правильный круг горизонта-кругозора, как антитеза
полувраждебной стихии воды. Возникает предположение, что болотные
городища (иногда насыпные, искусственно сделанные людьми) могли быть
посвящены хозяину этого нижнего мира, в роли которого часто
выступает ящер. В космологической композиции угорских или
самодийских шаманских бляшек нижний мир всегда изображался в виде
ящера с волчьим ухом и разинутой пастью -- ящер глотает вечернее
заходящее солнце 67.
----------------------------------
67 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 63-65.
Отголоски архаичного культа ящера сохранились в Новгороде,
где святилищу Перуна, созданному Добрыней в 983 г., предшествовало
святилище какого-то "коркодила" (подробнее см. в следующей главе).
Отсутствие на городищах реальных следов потребления жертв
участниками обряда может говорить об особой форме жертвоприношения,
отличной от обычного возложения жертвенного мяса на огонь и
последующего поедания его.
О двух формах принесения жертв сообщает одно из основных
поучений против язычества ("Слово Григория... како... кланялися
идолом"), где говорится:
1. "И куры им (языческим богам) режуть и то блутивше тоже
сами ядять...
2. О убогая курята, яже на жертву идолом режются, инии в
водах потапляеми суть.
А инии к кладезем приносяще молятся и в воду мечють, Велеару
жертву приносяще" 68.
----------------------------------
68 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 33-34.
В этом, сравнительно позднем, поучении речь идет о принесении
в жертву кур, в чем автор упрекает своих современников, "крестьяне
ся нарицающе, а горши поганых суще дела творяще". А как обстояло
дело у оборотней-невров, живших "звериньским образом" полторы -- две
тысячи лет до этого поучения? Кого тогда "в воду метали"? Некоторый
намек на это мы видим в детской игре "Ящер": дети водят хоровод; в
центре круга сидит мальчик, изображающий ящера (позднее переделали
на Яшу), хор поет (белорусский вариант):
Сяде Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где ореховая лусна...
(Жанитися хочу)
-- Возьми себе девку,
Котораю хочешь...
Русский вариант:
. . . . . . . .
Где твоя невеста?
В чем она одета?
|
|