|
Припяти) находилась на территории славянской прародины, а её
северо-восточная окраина явилась результатом колонизационного
продвижения в глубь пралитовских, "балтских" культур. Уровень
развития лесных невров был значительно ниже, чем лесостепных
сколотов; тогда уже сказывался тот контраст, который так красочно
описал Нестор, повествуя о "мудрых и смысленных полянах" (для
скифской эпохи -- сколотах-пахарях) и об их северных соседях,
"живущих в лесе, яко же всякий зверь", в которых следует видеть
невров, будто бы ежегодно превращающихся в волков, как записал
Геродот, не поверивший этой легенде.
Сарматское нашествие (и, очевидно, сарматское иго) уничтожило
ряд преимуществ лесостепных племен, уравняло сколотов с неврами и
повлияло на отток населения на север в безопасную лесную зону. Так
определились в последние века до нашей эры новые границы расселения
восточного славянства, более широкие, чем ранее, с единой (поневоле
одинаковой) культурой; этот-то новый этап мы и называем зарубинецкой
археологической культурой.
При расселении славян за Припять, на Верхний Днепр и на Десну
славяне-зарубинцы вселялись в земли балтских племен и начинался
длительный период мирной ассимиляции тех балтских племен, которых мы
знаем еще с геродотовских племен: андрофагов-людоедов
(днепро-двинская культура и, может быть, культура штрихованной
керамики), будинов (юхновская культура) и др. При внедрении нового
населения ритуальная сторона жизни могла принимать различные формы.
Аборигены и пришельцы могли сосуществовать раздельно, каждые со
своими обособленными священными местами; при этом пришлое население
должно было создать на новом месте свои новые святилища. Могло
произойти восприятие пришельцами старых туземных святынь и
континуитет древних культов. При родственности славян и балтов (и
там и здесь -- культ Перуна, Белеса и мн. др.) это было вполне
возможно. Археология частично может ответить на эти важные вопросы.
Большой интерес представляют так называемые "болотные
городища". Трудность исторического осмысления их заключается в почти
полном отсутствии вещевого материала, что не позволяет датировать
каждое отдельное городище. Памятники этого типа ввел в науку
родоначальник белорусской советской археологии А. Н. Лявданский,
проведший небольшие раскопки на одном из них. Он считал, что "они
служили для обрядовых и вообще религиозных целей" 59.
----------------------------------
59 Лявданский А. Н. Некоторые данные о городищах Смоленской
губернии. -- Науч. изв. Смол. гос. ун-та, Смоленск, 1926, т. 3, вып.
3, с. 187-190.
В 1953 г. для "Истории русского искусства" мною была сделана
попытка реконструкции городищ-святилищ, но так как она не
основывалась на раскопочных данных, то её нельзя принимать в расчет
60.
----------------------------------
60 История русского искусства, М., 1953, т. I.
Несколько городищ близ Смоленска обследовал В. В. Седов,
установивший по непосредственному соседству с ними славянских селищ
и курганных кладбищ VIII -- X вв. н. э. примерную дату этих городищ,
считая их синхронными соседним с ними памятникам 61.
----------------------------------
61 Седов В. В. Языческие святилища смоленских кривичей. --
КСИА. М., 1962, вып. 87, с. 57 -- 64, карта на с. 58.
К сожалению, это сделано только на пяти примерах. Значительно
больший материал был вовлечен Л. Д. Поболей, пополнившим карту
Лявданского и выявившим всего 250 болотных городищ. Большинство
городищ не содержало культурного слоя, но в некоторых случаях
встречался материал милоградской и зарубинецкой культур 62.
----------------------------------
62 Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. М., 1974, с.
32, 255, 264. Карта (вкладка), рис. 80.
К величайшему сожалению, проблема болотных городищ до сих пор
не решена в надлежащем масштабе: нет общей сводной карты
сопредельных с Белоруссией областей, не производились широкие
раскопки этих своеобразных городищ почти без культурного слоя, и
никто из археологов не вскрыл своеобразные двойные валы-ограды с
целью определения конструкции забора или стены поверх валов.
Как правило, болотные городища представляют собой небольшие
круглые площадки посреди болота, окруженные двумя -- тремя
концентрическими валами (высотой в 1,5-2 м) и рвом в 4-6 м шириной.
Как выяснили раскопки А. Н. Лявданского, площадка Красногорского
городища была искусственно насыпана. (Рис. 28).
По своему размеру городища делятся на две категории: одни из
них невелики -- диаметр площадки внутри валов 25-30 м и площадь её
|
|