Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  своего сына.
      Другой автор, несколько более ранний (писал в  начале  XII  в.,
  перечисляя бесчеловечные языческие обряды,  упомянул  и  "Таверская
  деторезанья идолом от первенець"...
      Дальнейший текст говорит о кровавом культе античной Гекаты:
      "Лаконьская  требищьная  кровь,  просвяжаемая  ранами,  ею   же
  мажут Екатию богыню (сию же деву вменяют) и Мокошь чтут..." 57
 ----------------------------------
      57 Гальковский Н.  М.  Борьба  христианства...  --  Зап.  Моск.
  археол. ин-та. М., 1913, т. XVIII, с. 23. Греческий текст на с. 28.

      Автор "Слова Григория... о том, како первое погани  суще  языца
  кланялися идолом...", поставил рядом ритуальное  убийство  детей  и
  культ мрачной хтонической Гекаты (Екатии) окруженной  "страшными  и
  мрачными призраками" и душами умерших. Комментируя слово  Григория,
  русский книжник добавил к выписке о Гекате русскую деталь: "и Мокошь
  чтуть".
      Крайне любопытно другое отступление  русского  комментатора  от
  греческого текста: там, где Григорий Богослов говорит о человеческих
  жертвах у крымских тавров, он употребляет слово  enoktonia,  т.  е.
  ритуальное  убийство  иноземцев,  а  русский  автор   заменил   его
  "деторезаньем", т. е. принесением в жертву младенцев.
      Суммируя эти разрозненные  и  разновременные  сведения,  Бабину
  гору можно представить себе как святилище женского  божества  вроде
  Макоши,   где  в  исключительных  случаях  (абсолютное   количество
  младенческих  захоронений  невелико  --  их  всего  6)  происходило
  упомянутое Кириллом Туровским "идолослужение". Особых случаев в  те
  времена  было  достаточно,  так  как  весь  этот  участок  Среднего
  Поднепровья был зоной сарматских набегов. Е. В. Максимов  отмечает,
  что на Бабиной горе "частокол сожгли сарматы, ибо при  исследовании
  валов и рвов найдены железные трехлопастные черешковые  наконечники
  стрел -- основное оружие сарматов I в. до н. э. -- I в.  н.  э...."
  58.
 ----------------------------------
      58 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура..., с. 100.

      Бабина гора с  её  естественным  вогнутым  склоном  могла  быть
  выбрана древними зарубинцами для святилища в силу того, что она, как
  и античный амфитеатр, давала возможность большому числу  участников
  "созваний"  наблюдать   исполнение   различных   обрядов.   Наличие
  нескольких жилищ на её плоской  вершинке  и  у  подножья  этому  не
  противоречит, так как "основным местопребыванием населения  Бабиной
  горы была, -- пишет Е. В.  Максимов,  --  не  крепость,  а  ровные,
  расположенные у воды, удобные  для  жизни  площадки".  Валы  вокруг
  склона являлись скорее символической оградой, чем реальной защитой.
  Возможно, что второй ряд валов был  создан  уже  после  сарматского
  пожога.
      Оценивая  Бабину  гору  как  исторический   комплекс,   следует
  учитывать еще два обстоятельства: во-первых, что она расположена  в
  самом  центре  устойчивого  среднеднепровского   региона,   отлично
  укрепленного (стратегически) еще в сколотское время, а,  во-вторых,
  что обитатели окрестностей предполагаемого святилища вновь торговали
  с античными городами и покупали амфоры малоазийских  городов.  Идея
  использования  естественного  спуска  к   реке   полукругом   могла
  возникнуть у людей, которые сами видели греческие амфитеатры Понта.
      Именно в это время славяне-венеты впервые  попали  на  страницы
  античных авторов вроде Плиния и Тацита.
      Все то, что было сказано  выше,  является  не  утверждением,  а
  как бы обозначением пути будущего поиска. Если дальнейшие разыскания
  подтвердят высказанное, то мы получим интереснейшие данные о большом
  и древнем религиозном  центре  в  излучине  Днепра,  где  верховное
  мужское божество было представлено самим Трахтемировским городищем,
  а женское -- Бабиной горой, находящейся рядом с ним.
      Этот  сакральный  комплекс  должен  был  быть  общим  для  всей
  области борисфенитов от устья Десны до Ворсклы. У отдельных племен,
  как уже говорилось, могли быть свои племенные святилища: Девичь-гора
  в Триполье и Лысая гора под Киевом у Полян; Девичь-гора в  Сахновке
  и святилище Рода в Родне (на устье Роси) у Руси, еще не слившейся с
  Полянами. Пока что такая интересная картина может быть намечена лишь
  пунктиром.

                                   *

      В  зарубинецкое  время   произошло   уравнивание   двух   видов
  праславянской культуры, которые ранее,  до  сарматского  нашествия,
  развивались разными темпами -- южной, сколотской, достигшей в VII --
  IV  вв.  до  н.  э.  очень  высокого  уровня,  и   более   северной
  "милоградской"  VII  --  III  вв.  до  н.  э.  (по  археологической
  терминологии), которую вполне убедительно связывают с геродотовскими
  неврами. Милоградская культура лишь своей  южной  половиной  (южнее
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-