Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  культуры.

      В  земле  Полян  нам  известна   Девичь-гора   с   зарубинецким
  жертвенником на вершине и Лысая  гора  под  Киевом,  где  мы  можем
  опираться на наименование горы и на легенды о  киевских  ведьмах  с
  Лысой горы. В земле Руси мы знаем Девичь-гору рядом с  зарубинецким
  городищем  в  Сахновке,  местом  находки  сколотской   пластины   с
  изображением праздника в честь богини. Кроме того, на устье Роси, на
  Княжьей горе располагался древний Родень, по всей вероятности, центр
  культа Рода. Центром всего среднеднепровского региона (от Десны  до
  Тясмина)  является  излучина  Днепра  с  Зарубинским   могильником,
  соседним городищем Бабина гора и огромным Трахтемировским городищем
  сколотского времени рядом с  Зарубинцами.  Основание  монастыря  на
  высшей точке трахтемировского городища косвенно может  подтверждать
  мысль о древнем священном пункте. Монах этого Зарубского  монастыря
  Георгий писал специальное  поучение  против  язычества,  в  котором
  ополчался против "созваний" (собрания по особому зову)  и  "веселья
  блудского" с участием скрипачей, флейтистов и скоморохов: "да любяй
  та глумленья поган есть и с крестьяны причастья не имать" 53.
 ----------------------------------
      53 "Поучение Зарубчего  чернеца  Георгия".  Срезневский  И.  И.
  Сведения и заметки о  малоизвестных  и  неизвестных  памятниках  И.
  Срезневского. СПб., 1866 -- 1881,  т.  I-VII,  с.  56-57  (1  вып.)
  Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914, с. 188.

      О  самом  Трахтемировском  городище  (где   зарубинецкий   слой
  есть), как месте культа в зарубинецкое время, у нас сведений нет, но
  в непосредственной близости от него находится городище Бабина  гора
  с зарубинецким культурным слоем, подле которого  имеется  могильник
  (Дедов  шпиль).  Наименование  этого  городища,  так   же   как   и
  наименование Девичьих гор, может говорить о  посвящении  этой  горы
  какому-то  женскому  божеству,  но,  очевидно,  иного   вида,   чем
  богиня-дева; это могла быть богиня-мать вроде Ма-коши, богини урожая
  и судьбы, олицетворение всей земной природы (Матьсыраземля).  Гору,
  посвященную такому женскому божеству, естественно было  назвать  не
  Девичьей, а Бабиной в отличие от гор, связанных  с  весенне-летними
  богинями-девами.
      Бабина гора -- небольшое городище  на  высокой  горе  у  самого
  Днепра; она со всех сторон окружена валами. Дата городища -- I в. до
  н. э. -- I в. н. э. 54  При  рассмотрении  её  укреплений  удивляет
  диспропорция между общим параметром валов (почти везде  двойных)  и
  незначительностью  жилой  площадки  в  этой  "крепости".   Площадь,
  охваченная валами, примерно в десять раз  превышает  площадь  жилой
  части на вершине горы (всего 8 -- 10 соток). (Рис. 27).
 ----------------------------------
      54 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура..., с. 99, табл. XIX.

      Основное пространство внутри  валов  --  огромный  естественный
  амфитеатр, спускающийся к  самой  воде.  Укрепления  идут  и  вдоль
  подошвы  амфитеатра  у  самого  берега,  что  исключает   мысль   о
  естественном размыве амфитеатра. Ни жить, ни  укрываться  на  время
  опасности на крутых склонах внутри периметра валов было невозможно.
      Смущает еще одно обстоятельство -- вал,  идущий  вдоль  подошвы
  горы, не мог быть фортификационным сооружением, так как  был  легко
  преодолим, а защитники городища, если бы они захотели спуститься по
  наклону амфитеатра к этому валу, были бы  перестреляны  нападающими
  еще до того, как добрались  бы  до  нижнего  вала.  Все  внутреннее
  пространство  "крепости",  считая  и   верхнюю   площадку,   хорошо
  простреливалось. Боевая дальность полета стрелы около 300 м;  здесь
  же от берега реки до самой глубинной точки городища всего 80 -- 100
  м. Зимой, когда Днепр замерзал, это городище становилось совершенно
  беззащитным, несмотря на кажущуюся мощь двойных валов.
      Рядом с Бабиной горой расположен на другом  холме  могильник  с
  трупосожжениями и трупоположениями.
      Особенностью  этого  могильника  является   захоронение   здесь
  младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют  25%
  всех трупоположений 55. Предположение о ритуальном характере Бабиной
  горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют  нас
  вспомнить  слова  средневековых  писателей  о   древних   языческих
  жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди  на  фомину  неделю
  ("красная горка") писал:
      "Отселе (отныне) бо не  приемлеть  ад  требы,  заколаемых  отцы
  младенецъ, ни смерть почести -- преста бо идолослужение и  пагубное
  бесовское насилие" 56.
 ----------------------------------
      55 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура..., с. 108-109.
      56 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь, с. 238.

      Это не единичное свидетельство о  существовании  таких  "треб",
  подобных жертвоприношению библейского Авраама, ведшего на  заклание
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-