|
Около городища Старой Рязани на мысу есть интересный
сакральный комплекс из девяти ям с кострищами в каждой из них. Это
напоминает новгородское святилище Перуна, но отличается тем, что
вокруг идола Перуна были восемь кострищ, а в старорязанском
святилище их было девять48. Возможно, что связь женского божества с
городом, постройкой города не случайна, а восходит к очень древним
представлениям о богинях-покровительницах селений и городов.
----------------------------------
48 Розенфельдт И. Г. Раскопки северного мыса старорязанского
городища -- АО, 1966 г. М., 1967, с. 44.
Вернемся к Девичь-горе у Триполья (летописного Треполя).
Здесь не было ни города, ни поселения. Сама гора представляла собой
усеченную пирамидальную возвышенность, главенствующую над прибрежной
поймой Днепра. Верхняя её площадка невелика и состоит из двух
плоских ступеней: верхняя ступень с жертвенником 30 х 70 м и нижняя
ступень -- 30X30 м. Жертвенник поставлен так, что занимает срединное
место всей вершины горы; рядом с ним зарубинецкие погребения I в. до
н. э. -- I в. н. э. Со стороны, противоположной Днепру, Девичь-гора
сходит на нет широким пологим спуском, как бы специально
предназначенным для торжественных обрядовых процессий от поселения
к жертвеннику богини-девы на вершине. Большой интерес представляет
общий взгляд на весь тот среднеднепровский регион, в котором
находится Девичь-гора у Триполья. На новейшей археологической карте
зарубинецкой культуры, составленной Е. В. Максимовым, в обширном
ареале всей культуры (Припять, Днепр, Десна, Сейм) резко выделяется
количеством памятников и плотностью заселения Среднее Поднепровье
(от устья Десны до Тясмина) 49. Здесь сосредоточены важнейшие
памятники зарубинецкой культуры. Здесь же встречено наибольшее
количество предметов античного импорта из Причерноморья50.
----------------------------------
49 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура на территории УССР.
Киев, 1982. с. 8, карта.
50 Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1974,
с. 36, рис. 5а. Античный импорт в зарубинецких памятниках в основном
замкнут в ограниченном районе по Днепру от Триполья до низовья Роси.
Е. В. Максимов выделяет два плотных сгустка зарубинецких
поселений: один вокруг Киева, а другой на Днепре близ Канева и устья
Роси, в который входят и Зарубинцы, давшие имя всей культуре 51.
----------------------------------
51 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура..., с. 172.
Именно в этом районе и наблюдается наибольшее количество
привозных причерноморских предметов роскоши.
Мысль Е. В. Максимова можно несколько развить. Во-первых,
явно ощущается еще один сгусток на Тясмине, а, во-вторых,
представляется возможным сопоставить археологические группы
памятников с летописными племенами. Обособленную, самую южную
тясминскую группу, вероятно, следует сопоставить с Уличами;
днепровско-поросскую группу с Русью, а киевскую -- с Полянами.
Границей между землей Полян и землей Руси, возможно, следует считать
пространство между Витачевским и Зарубинским бродами, но это,
разумеется, требует дальнейших доследований. Земли Руси следует
расширить за счет включения низовий Роси с Сахновским городищем.
Если сравнивать весь среднеднепровский регион зарубинецкого
времени (III в. до н. э. -- II в. н. э.) с тем, что существовало до
обозначения местной культуры как зарубинецкой, то мы должны
вспомнить, что именно в этих географических рамках располагалась та
группа скифоидных археологических памятников, которую допустимо
сопоставлять с одним из сколотских царств -- с царством "парадатов".
Выше, в главе о погребальной обрядности, были рассмотрены те
локальные особенности, которые отличают этих лесостепных
сколотов-праславян от их степных соседей -- кочующих скифов-иранцев.
Если мы сопоставим карту зарубинецких древностей с картой более
поздних древностей Черняховского времени (II -- IV вв. н. э.), то
увидим, что одним из самых насыщенных будет тот же среднеднепровский
регион и главным образом участок между Днепром и Росью, т. е. земли
Руси 52. Географическое распределение южного импорта во всех трех
случаях тоже вычленит этот же регион: для сколотского и
зарубинецкого времени по сумме разных греческих изделий, а для
черняховского -- по многочисленным кладам серебряных римских монет.
Континуитет благоприятного по условиям жизни и густозаселенного
пространства налицо. Зарубинецкий период жизни славян на Среднем
Днепре является средним, промежуточным звеном в этой исторической
непрерывности. Взглянем на эту область с точки зрения нашей темы о
языческих святилищах.
----------------------------------
52 Гей О. А. Черняховские памятники Северного Причерноморья.
-- Сов. археология, 1980, № 2, с. 49. Сводная карта черняховской
|
|