|
крупных и длительных поражений в борьбе со степными соседями: против
киммерийцев были построены мощные крепости и создано всадничество,
а со скифами сложились отношения некоего равновесия, исключавшие
порабощение земледельцев; отношения могли быть вассальными,
федеративными или просто союзными -- это пока не просматривается, но
влияние скифов-кочевников несомненно. Сарматское же нашествие и
оттеснение земледельцев даже из лесостепи длилось около шести
столетий и именно на эти столетия падает зарубинецкая, обедненная
форма быта.
Одним из важных центров зарубинецкой культуры, наиболее
насыщенным импортными вещами, являлся все тот же участок Среднего
Поднепровья, который так выделялся в предшествующее сколотское время
-- правый берег Днепра от Киева до устья Роси (см. карту).
Зарубинецкая культура почти всеми археологами и лингвистами (Т.
Лер-Сплавинский, Ф. П. Филин) признается славянской. Попытка связать
её с балтскими племенами оказалась несостоятельной.
В западной половине славянского мира, синхронной зарубинецкой
была пшеворская культура. Сарматского ига там не было, и эта
культура была более полнокровной, чем зарубинецкая.
К концу существования этих двух археологических культур
(раннепшеворской и зарубинецкой) имя славян-венедов впервые попадает
в географические описания античных авторов: Плиний Младший (ок. 77
г. н. э.) знал носителей пшеворской культуры в Прибалтике, а Тацит
(98 г. н. э.) знал и о зарубинцах, так как пишет о смешанных
венедосарматских браках.
Мы ознакомились со сменой культур, происходившей в
интересующем пас регионе за целое тысячелетие. Много веков границы
этих культур определяла старая область славянской прародины в её
восточной оконечности. Только в конце I тысячелетия до н. э. под
давлением сарматов по всей тысячеверстной южной границе началось
колонизационное движение в лесную зону, нарушившее устойчивые
границы прародины.
Перед нами стоят теперь два вопроса, без ответа на которые мы
не получим истинной исторической перспективы происхождения и
предыстории Руси: во-первых, вопрос о взаимоотношениях черняховской
и зарубинецкой культур и их отношения к славянству, а во-вторых --
вопрос об отношении сколотской культуры скифского времени к славянам
или, точнее, к праславянам.
*
Историческому осмыслению черняховской культуры мешало прежде
всего то, что её рассматривали обособленно от общего процесса,
противопоставляя её как предшествующим, так и синхронным
археологическим культурам. Основания для такого противопоставления
на первый взгляд имелись: география черняховской культуры очень
своеобразна -- она, в отличие от зарубинецкой, охватывала не только
лесостепь, но и степи Причерноморья, вплоть до побережья; другим
географическим отличием было то, что она не углублялась, подобно
зарубинецкой, в глухую лесную зону и шире растекалась по лесостепи
до самых Карпат и доходила до Черного моря на юге. Другим
существенным отличием черняховской культуры от предшествующей был
иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось
усовершенствованным плугом (с "череслом" -- плужным ножом), гончары
заимствовали (вероятно из Ольвии) гончарный круг,
усовершенствовалась выплавка железа, возобновилась после длительного
перерыва широкая торговля хлебом, отразившаяся в сотнях кладов
римских серебряных монет, обнаруженных в лесостепи, появилось вновь
множество античных предметов роскоши, ввезенных из греко-римских
городов юга, изменилась форма поселений -- старые укрепленные
родовые поселки сменились обширными открытыми селами с вольной
планировкой.
Всех перечисленных отличий, говорящих о новом, повышенном
уровне развития, оказалось достаточно для того, чтобы исследователи
стали не столько исторически сопоставлять зарубинецкую и
черняховскую культуры, сколько противопоставлять их друг другу и
отчуждать их вопреки тому, что открывший обе культуры в 1899 г.
киевский археолог В. В. Хвойко определил их как две фазы развития
славянской культуры Среднего Поднепровья. К настоящему времени обе
культуры достаточно хорошо изучены, и мы можем рассмотреть их как
звенья исторического процесса за время с III в. до н. э. и до IV --
V вв. н. э. Рубеж между рассматриваемыми нами культурами -- II век
н. э. -- делит этот семисотлетний промежуток почти поровну; первая
его половина -- примитивная зарубинецкая культура, а вторая половина
-- вырастающая (по археологическим формам) из зарубинецкой, но
значительно более развитая культура черняховская, сохранившая в
своих бытовых чертах много зарубинецких элементов (например, в
керамической посуде) 12.
----------------------------------
12 Сымонович Э. А. Зарубинецкая и черняховская культуры в
|
|