Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
 -----------------------------------
      31 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 285 -- 303.

      Религиозное,   молитвенное   отношение    к    силам    природы
  зафиксировано  многими   древнерусскими   источниками.   Церковники
  порицали в своих поучениях обожествление природы, объясняя это  или
  незнанием истинной  веры  или  же  кознями  дьявола,  который  "овы
  прельсти в тварь веровати и в солнце же и огнь и во источники же  и
  в древа и во ины различны вещи ..." 32.
 -----------------------------------
      32  Гальковский  Н.  М.   Борьба   христианства   с   остатками
  язычества в древней Руси. Харьков, 1916, т. I, с. 46-50.

      Кирилл Туровский в середине XII  в.  радовался,  что  языческое
  обоготворение разных разделов природы уже миновало:
      "Не нарекутся богом стихии, ни солнце, ни огнь,  ни  источницы,
  ни древа".
      Впрочем, как показывает этнография, все  эти  архаичные  культы
  дожили в том или ином виде до XIX -- XX вв. В приведенных  примерах
  обожествление  природы  идет  по  двум  линиям:  во-первых,  культу
  небесных сил, включая и огонь,  а  во-вторых,  культ  растительного
  начала, неразрывно связанного с водой. Через все  источники  XI  --
  XIII вв. проходит описание основных славянских молений, как молений,
  обращенных к природной воде (реки, озера, родники-студеницы и т. п.)
  ради своевременного дарования воды небесной -- дождя. Именно об этом
  свидетельствует и рассматриваемый в  последующей  главе  славянский
  аграрно-магический календарь IV в. н. э., точные  сроки  молений  о
  небесной воде четырежды  на  протяжении  лета  и  молений  о  вёдре
  накануне жатвы. Летописец, повествуя  о  древних  полянах,  говорит
  только об этой водно-растительной стороне культа:
      "Бяху же тогда погани, жруще езером и кладезем и рощением".
      В "Слове на память епископу" на первое место поставлен  тот  же
  самый культ:
      "Ты  (человек)  бога  оставив,   рекам   и   источником   требы
  полагавши и жреши яко богу твари бездушной".
      Церковные  поучения  вводят  нас  в  сущность  молений   водным
  источникам:
      "Пожьрем  студеньцемь  и  рекам  и  се  тем  (есть  вариант  --
  "сътьм") да улучшим прошения своя", т. е. "принесем жертвы родникам
  и рекам и этим обеспечим наши просьбы". (Рис. 24).
      Яснее всего моления о благоприятной погоде,  столь  важной  для
  земледельцев, выражены в известном поучении начала XII в., в основу
  которого положено  одно  из  слов  Григория  Богослова  ("Слово  об
  идолах") 33.
 -----------------------------------
      33 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 11-14.

      В дополнении к первоначальному тексту говорится:
      "О в требу  сътвори  на  студенньци  --  дъжда  искы  от  него,
  забыв, яко бог с небес дъждь даеть...
      ...О в реку богыну нарицаеть и зверь, живущь в ней,  яако  бога
  нарицая требу творить" 34.
 -----------------------------------
      34 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т.  I,  с.  45  --
  46. В наших реках водится  только  один  зверь  --  бобер.  В  ряде
  могильников Верхнего Поволжья  в  погребениях  X-XI  вв.  встречены
  глиняные модели звериных лап. Одни ученые  считают  их  медвежьими,
  другие -- лапами бобра.

      Возможно, что под "зверем,  живущем  в  реке",  подразумевалась
  огромная ящерица, водившаяся в Восточной Европе вплоть до  XVI  в.,
  когда таких ящериц видел С.  Герберштейн  во  время  путешествия  в
  Московию. Образ такой ящерицы был  конкретизацией  очень  архаичных
  представлений  о  Ящере,  хозяине  подземно-подводного   мира.   По
  свидетельству Адама  Олеария  (сер.  XVII  в.),  мы  знаем,  что  в
  Новгороде в  языческие  времена  существовало  святилище  какого-то
  водного божества, похожего на крокодила (см. главу шестую).
      Источники сообщают нам и форму молений водным источникам:
      "О, убогая курята, оже не на честь святым породишася...  но  на
  жертву идолом режються и то блутивше сами ядять. И  инеми  в  водах
  потапляемы суть. А друзии к кладязем приходяще моляться  и  в  воду
  мечють..."35
 ----------------------------------
      35 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 59-60.

      Значит, жертвоприношения воде были двух  видов:  кур  резали  и
  ели или "в водах потопляли".
      Почитание деревьев, святых  рощ  было  другой  гранью  молений,
  обращенных к вегетативной  силе  природы;  оно  широчайшим  образом
  представлено в этнографических материалах.  Воспользуясь  примером,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-