Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  какое-то  специальное  назначение  подобно  тому,  как  в   русском
  дореволюционном селе церковь была и местом обычных повседневных или
  еженедельных  богослужений,  но  раз  в   году   отмечался   особый
  "престольный" праздник, связанный с наименованием церкви. Сакральная
  постройка на почепском селище могла быть (весьма  предположительно)
  храмом Ма-коши, "Матери Урожая".
      С большей уверенностью можно говорить о том,  что  в  Лепесовке
  мы имеем дело не столько с храмом как таковым  (там  не  обнаружены
  следы столбов-идолов), сколько со своеобразным  гадательным  домом,
  где вопрошали судьбу о наступающем годе, о  предстоящем  урожае,  о
  девичьих судьбах.  Здесь  занимались  "чародейством"  в  буквальном
  смысле слова -- гадали у воды, налитой в священную чару, снабженную
  знаками двенадцати месяцев. Синонимом чародейства было "волхование",
  т. е.  опять-таки  обращение  к  воде  (влаге,  "вологе"),  которым
  занимались волхвы -- "облакопрогонители", т. е. жрецы,  управляющие
  дожденосными тучами при помощи чародейства, колдования  с  водой  в
  священной чаре.
      Черняховский этап в жизни восточного  славянства  отличался  от
  зарубинецкого новым подъемом земледелия, возобновлением  экспортной
  торговли   хлебом,   общим   увеличением   благосостояния   жителей
  лесостепной плодородной зоны. Это сказалось на небывалом расширении
  поселков, отказе от тех миниатюрных храмиков, примером которых может
  служить  круглая  "лазня"  селища  Грудок.   Общесельские   моления
  передвинулись к самому  краю  поселка,  что  мы  видим  на  примере
  Иванковцев.  К  сожалению,  кроме  отдельных   примеров   в   нашем
  распоряжении нет иных, более подробных данных.
      Не подлежит сомнению,  что  то  типологическое  звено,  которое
  определяется понятием "дом-поселок", не занимало главного  места  в
  религиозной системе  древнего  славянства.  Здесь  тщательнее  были
  разработаны оборонительные меры по отношению к могущему появиться из
  внешнего мира злу, здесь старались  не  столько  воздействовать  на
  силы, управлявшие миром, сколько предугадать  намерения  этих  сил,
  чтобы знать, о чем их просить, -- о дожде ли, если повелителем неба
  задумана засуха, или о солнечных днях,  если  гадательная  операция
  предсказывает "разверстие хлябей небесных".
      Главным,  первенствующим  в  религиозных   действиях   древнего
  славянина-земледельца было обращение к Природе, к макрокосму во всех
  его проявлениях, так как именно от этого зависело его существование.
      Сделанный  в  начале  этой  части   экскурс   в   праславянскую
  древность показывает, что уже в отдаленную эпоху сколотских "царств"
  в  Среднем   Поднепровье,   частично   описанную   Геродотом,   уже
  существовали и каменные идолы на торговых дорогах, и священные места
  на горах.  Из  многообразного  годового  цикла  языческих  обрядов,
  зафиксированного  этнографами,  лишь  небольшая  часть  проводилась
  внутри села и в домах. Это зимние святки с их колядой, Новым  годом
  и "велесовым днем" 30.
 -----------------------------------
      30 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 430.

      Но уже масленица  с  её  катаньем  огненного  колеса,  ездой  с
  бубенцами, сожжением  чучела  зимы,  ряжеными,  заклинанием  весны,
  кулачными боями и т. п. выходила за рамки поселка и превращалась  в
  "игрища межю селы". Весь весенний цикл и летний, купальский, связаны
  с природой, с полями, с "красными горками", берегами рек, березовыми
  рощами.
      Календарное приурочение обрядов,  сохраненное  как  деревянными
  резными календарями русской деревни,  так  и  сельскохозяйственными
  приметами, приуроченными впоследствии к святцам, возникли задолго до
  крещения Руси, о чем свидетельствуют интереснейшие календари IV  в.
  н. э. из Среднего Поднепровья, требующие внимательного рассмотрения
  ввиду их исключительности (см. след. главу) .

                                   *

      Подавляющее большинство древнеславянских  языческих  празднеств
  и молений проводилось общественно, являлось "событием",  совместным
  заклинанием природы и проводилось не  в  доме  или  поселке,  а  за
  пределами житейского бытового круга. Древнему земледельцу нужно было
  прежде всего воздействовать на природу, воззвать к её вегетационной
  мощи, обратиться к  различным  "рощениям",  священным  деревьям,  к
  водным  источникам  --  родникам  (не  от  Рода   ли?),   кладезям,
  студеницам, к полям в процессе вспашки, сева и во время  вызревания
  драгоценного урожая. Помимо этих вполне конкретных разделов природы,
  где симильная магия просматривается очень легко,  существовало  еще
  почитание гор и холмов, связанное  с  обобщением  природы,  с  теми
  рожаницами и Родом, которые управляли природой в целом, управляли ею
  с неба, на котором находились. Общечеловеческим является  почитание
  гор и проведение на них особых молений, обращенных к тому или иному
  верховному  божеству.  Как  мы  помним,  для  праславян  это  можно
  предполагать уже для бронзового века 31.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-