Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Рисунка, к сожалению, нет.

      Особый  интерес   представляет   идол   №   1.   Четырехгранный
  (поперечное сечение 37 х 40 см), высотою в 1,8  м,  он  оформлен  в
  верхней  части  в  виде   округлой   головы   с   четырьмя   лицами
  соответственно  каждой  грани.  В  этом  отношении  он   напоминает
  збручского Святовита-Рода.
      Лики,  смотрящие  "на  все  четыре  стороны",   --   апотропей,
  оберегающий от зла, находящегося впереди и сзади, справа  и  слева.
  Недаром так укоренилось в русском языке выражение "со всех  четырех
  сторон". "Все" -- это четыре указанных направления, которые  иногда
  могли означать и географические координаты: с севера и юга, с запада
  и с востока. Поскольку носителями зла считались  "злые  ветры",  то
  географическое   понятие   вполне   уместно   в   представлении   о
  повсеместности. Исход зла расценивался не  только  по  отношению  к
  индивидууму ("сзади", "слева"), но и по отношению к природе в целом
  --  по  странам  света  или,  говоря  современными  терминами,   по
  географическим координатам. Ниже, в главе о языческих  элементах  в
  русском средневековом прикладном искусстве, будет  приведено  много
  примеров     четырехчастного,     крестообразного      расположения
  заклинательных  знаков,  которому,  несомненно,  придавался   смысл
  повсеместной направленности антитезы зла. Очевидно,  тот  же  смысл
  вкладывался древними славянами и в иванковского четырехликого идола,
  который должен был охранять село со всех четырех сторон.
      Было   ли    это    изображением    вездесущего,    повсеместно
  пребывающего Рода, каковым мы вправе  считать  збручское  изваяние,
  утверждать трудно, но такое предположение вполне вероятно. Идол Рода
  как верховного божества должен был бы быть наиболее крупным из трех
  иванковских находок, если бы у нас была  уверенность  в  их  полной
  синхронности, в одновременности изготовления всех  трех  фигур,  но
  этой уверенности у нас нет, а широкая датировка поселения II --  VI
  вв.  н.  э.  допускает  разновременное  изготовление  изваяний   на
  протяжении почти пятисот лет. Гадать о том,  каким  божествам  были
  посвящены  антропоморфные   одноликие   идолы,   бесполезно   из-за
  отсутствия атрибутов.
      В этом же поднестровском регионе, на  юго-запад  от  Иванковцев
  в с. Калюс у Днестра на территории большого поселения  черняховской
  культуры был обнаружен каменный идол высотою в 2,3 м 27. Скульптура
  изображает мужчину(?) с турьим рогом в правой руке. По примитивности
  трактовки она близка к "велесам" сколотского времени из близлежащих
  мест пограничья лесостепи  и  степи  у  Южного  Буга.  Существенным
  отличием является полное отсутствие скифских черт -- акинака у пояса
  и гривны на шее.
 ----------------------------------
      27 Винокур I. С. с. 117, рис. 34 на с. 108.

      И. С. Винокур составил  интереснейшую  карту  находок  подобных
  каменных идолов для Среднего  Поднестровья,  богатого  известняком,
  пригодным для таких изделий 28. На этой карте показано  удивительно
  равномерное размещение антропоморфных памятников II -- IX вв. н. э.
  между Днестром и Южным  Бугом.  В  их  число  входит  и  знаменитый
  збручский  Святовит,  но  основную  массу   их   составляют   идолы
  Черняховского времени. Было бы очень  соблазнительно  равномерность
  географического распределения идолов и стел (в среднем около 40  км
  друг от друга) объяснить структурой общества: капище с идолом могло
  быть  сакральным  центром  небольшой   округи,   соответствовавшей,
  например, "верви" ("съто" по десятичному делению), составной  части
  первичного племени 29.
 ----------------------------------
      28 Винокур I. С. Icтоpiя та культура  черняхiвських  племен...,
  с. 107, рис. 33.
      29  Вернуться  к  этому  предположению  станет  возможным  лишь
  после детального обследования как  самих  идолов,  так  и  мест  их
  нахождения, в результате которого будет установлена их датировка  и
  этническая принадлежность их изготовителей. И. С. Винокур причислил
  к черняховским памятникам идола из Ставчан, тоже с рогом в руках (с.
  109 -- ИЗ; рис. 34 -- 38), но на спине у  этого  идола  скульптором
  четко обозначена коса, что встречается только на поздних половецких
  каменных бабах. (См.: Плетнева С. А. Половецкие каменные  изваяния.
  -- САИ, Е4 -- 2. М., 1974,  с.  71).  Впрочем,  против  половецкого
  происхождения идола из Ставчан говорит наличие рога изобилия,  чего
  половецкие ваятели не изображали.

      Мы рассмотрели культовые  места,  непосредственно  связанные  с
  местом пребывания человека.

      Тема сельских святилищ  дала  нам  мало.  Разгадать  содержание
  почепского  или  иванковецкого  святилища  трудно,  но,   по   всей
  вероятности,  эти  капища  с  деревянными  или  каменными   идолами
  выполняли различные функции на протяжении года, хотя могли иметь  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-