Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  № 4, с. 66 -- 74.

      Все сооружение с жертвенником из зерновиков и  гадательных  чаш
  являлось,  по-видимому,  сельским  святилищем,  но  в  отличие   от
  почепского,  не  для  летних   молений   Макоши,   сопровождавшихся
  приготовлением ритуального варева из зелий, а для зимних новогодних
  гаданий о судьбе в предстоящем году. Около очагов внутри  святилища
  найдены глиняные модели хлебцев, известные еще со  времен  скифских
  зольников, но характерные также для поселений черняховской культуры.
  На   хлебцах-колобках   часто   изображение   креста 21.  Нанесение
  крестообразного  знака  на  хлеб,  как  это  ни  странно,  вызывало
  возражение русских средневековых церковников:
      "А се иная злоба в крестьянех -- ножем  крестят  хлеб,  а  пиво
  крестят чашею... а се поганьскы творять" 22.
 ----------------------------------
      21 Винокур I.  С.  Iсторiя  та  культура  черняхiвських  племен
  Днiпровського межирiчия II-V ст. н. э. Київ, 1972, с. 118-119, рис.
  43.
      22  Гальковский  Н.  М.   Борьба   христианства   с   остатками
  язычества в древней Руси. М., 1913, т. II, с. 35.

      Автор поучения, очевидно, знал, что нанесение  креста  на  хлеб
  насчитывало к его времени по крайней мере тысячелетнюю "поганьскую"
  традицию.
      Постепенно, с разрастанием поселков, с выходом  их  за  пределы
  древних оград  городища,  священные  места  жителей  селений  стали
  перемещать из сердцевины села на  его  окраину.  Места  празднеств,
  жертвоприношений  и  общесельских  пиров-братчин  стали  устраивать
  непосредственно у  околицы.  Пережитком  этого  на  русском  Севере
  являются часовенки и поклонные кресты на окраинах сел, около которых
  еще в XIX в. крестьяне поедали в ильин  день  жертвенного  мирского
  (выкормленного "всем миром" -- всем селом)  быка  и  пили  пиво  из
  ячменя, собранного со всех жителей поселения 23.
 ----------------------------------
      23  Макашина  Т.  С.  Фольклор  и  обряды  русского   населения
  Латгалии. М., 1979.

      Примером   такого   околосельского   святилища    Черняховского
  времени является языческий комплекс, обнаруженный в 1951  г.  у  с.
  Иванковцы на Днестре, в древней земле Тиверцев 24. (Рис. 23).
 ----------------------------------
      24 Довженок  В.  И.  Древнеславянские  языческие  идолы  из  с.
  Иванковцы в Поднестровье. -- КСИИМК. М., 1952, вып. 48, рис. 43  и
  44; Брайчевский М. Ю. Древнеславянское святилище в селе  Иванковцы
  на Днестре. -- КСИИМК. М., 1953, № 52, с. 43 -- 53; Брайчевский  М.
  Ю., Довженок В. И. Древнеславянское святилище  в  с.  Иванковцы  на
  Поднестровье. -- КСИА АН УССР, 1953, вып. 2, с. 23 -- 24.

      Здесь  на  окраине  просторного  и  неукрепленного  славянского
  села II -- V вв. н. э. были найдены три каменных идола. К сожалению,
  ни обследования, ни раскопки не  могли  определить  первоначального
  положения интереснейших изваяний. Один из идолов (№ 1) был обнаружен
  археологами вкопанным в землю и возвышавшимся над её  поверхностью.
  Раскопки, проведенные М. Ю. Брайчевским, не установили наличия близ
  идола какого-либо сооружения и, к сожалению,  не  определили  время
  установки идола в данном месте; он мог быть перенесен сюда в  любое
  время, как был перенесен другой идол (№ 3),  находившийся  ранее  в
  ином  месте  неподалеку.  Нечто  вроде  жертвенника  и   небольшого
  округлого сооружения было обнаружено в 20 м к северу от современной
  позиции идола № 1, но связь с идолом ничем не доказана  25.  Делать
  какие-либо надежные выводы из взаимного расположения идолов в момент
  их фиксации нельзя. Очевидно, они  представляли  единый  ритуальный
  комплекс на краю села II -- V вв. Возможно, что все капище с  тремя
  каменными идолами находилось несколько севернее, на возвышении, уже
  за пределами зоны культурного слоя. В состав комплекса входили  два
  антропоморфных идола и один четырехгранный с человеческими личинами
  на верху каждой грани (№ 1). Самым крупным (высота около 3  м)  был
  идол № 3, "завершающийся изображением человеческой  головы.  Голова
  моделирована сравнительно хорошо. Ясно выражены  глаза,  нос,  рот,
  подбородок (либо вовсе  лишенный  бороды,  либо  с  очень  короткой
  бородкой),  волосы,  уши.  На  столбе,  изображающем  туловище,  не
  намечено ни рук, ни ног, ни каких-либо деталей одежды, оружия и  т.
  д." 26. Вторым по величине (высота 2,35 м) является идол №  2.  Это
  фигура бородатого мужчины со сложенными на груди руками. Отсутствие
  каких-либо атрибутов  может  объясняться  длительным  выветриванием
  статуй, сделанных из мягкого известняка.
 ----------------------------------
      25 Врайчевский М.  Ю.  Древнеславянское  святилище...,  с.  47,
  рис. 13.
      26 Врайчевский М.  Ю.  Древнеславянское  святилище...,  с.  45.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-