|
15 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, рис. на с. 521 и
523
16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, рис. на с.
511-515.
Макошь, богиня земного плодородия, была посредницей между
небом и землей (в весеннем цикле она всегда изображалась с воздетыми
к небу руками) 16. С этой двойственностью можно сопоставить
любопытную деталь купальской одежды белорусских женщин: "В убранстве
празднующих главное внимание обращено на женскую голову и обувь"
17. Девушки, кроме венков из зелени, надевали на голову "войник" из
ткани обязательно голубого, небесного, цвета; на ногах
разукрашивались чулки и подвязки. Налицо внимание к символике неба
(голубой войник) н земли (обувь, чулки).
----------------------------------
17 Бессонов Петр. Белорусские песни, с. 63.
Особый интерес для нашей темы о святилищах посреди поселка
представляет песня № 47, поставленная Бессоновым во главе всего
обширного купальского цикла; этнограф сделал очень важные пояснения
темных мест песни, без которых непонятен смысл обряда (даны в
скобках):
Сярёд сяла Воучковского
То-то! (припев с пристукиванием и топотом)
Ту-ту стояла лазня дубовая (сени с навесом, открытая часовня)
Ту-ту-ту!
А ходили детюшки (парни, молодцы) богу помолиться:
То-то!
Стоуб обнимали, печь целовали
Ту-ту-ту!
Перяд Сопухой (Купалой) крыжом ляжали
То-то!
Яны думали -- прячистая,
Ту-ту-ту!
Анож Сопуха (Купала) -- нячистая!
То-то 18.
----------------------------------
18 Бессонов Петр. Белорусские песни..., с. 29.
Ритуальная архаичная песня о нечистой Купале-Макоши очень
полно соотносится с данными раскопок почепского селища зарубинецкого
времени. И там и здесь святилище расположено "сярёд сяла"; и там и
здесь культовое место представляло собой подобие небольшой постройки
с навесом. Главным объектом культа по фольклорным данным был столб,
который молящиеся обнимали, и печь, которую они целовали. И печь и
столб в центре постройки обнаружены при раскопках. Вышивки передают
нам образ Макоши как центр трехфигурной композиции с двумя
предстоящими божествами. Раскопки позволяют говорить тоже о
трехфигурной композиции: в центре столб у печи (Макошь -- Купала),
а по сторонам -- предстоящие в боковых нишах.
В сочетании с посудой, помеченной магическими знаками
плодородия, найденной в соседнем со святилищем доме, весь ритуальный
комплекс зарубинецкого поселка "Грудка" (Почепское селище) может
быть истолкован как капище Макоши, называемой применительно к
купальской обрядности 23 -- 29 июня Купалой, что является обычной в
фольклоре персонификацией праздника. Так, от зимних колядок
оформился к XVII в. "бог Коляда", а от летнего праздника купалы
произошло божество Купала. Скупые археологические данные о
святилищах внутри поселка можно пополнить несколько более поздними
данными, относящимися к порубежью черняховской культуры и
вельбарской. Речь идет об интереснейшей находке в Лепесовке на
Волыни. Раскопки здесь производила в 1957 г. М. А. Тиханова 19.
----------------------------------
19 Тиханова М. А. Днестровско-волынский отряд
Галицко-волынской экспедиции. -- КСИИМК, 1960, № 79, с. 93-95.
На территории поселка черняховского времени находилась
довольно большая (15,5X8 м) прямоугольная постройка с четырьмя
кострищами и с жертвенником в центре. Жертвенник был сложен из глины
и семи слоев черепков. Для выстилки черепками каждого слоя этого
столба-жертвенника разбивался один большой сосуд и все фрагменты его
укладывались на глиняную основу и замазывались глиной. Для нового
слоя разбивался еще один сосуд. Большинство сосудов принадлежит к
типу "зерновиков", тары для зерна. Два сосуда представляют
совершенно исключительный интерес, так как являются по моему
предположению гадательными чарами 20.
----------------------------------
20 Рыбаков Б. А. Календарь IV в. из земли Полян. -- СА, 1962,
|
|