|
колибы. Наличие всадников по сторонам главного идола противоречит
такому предположению, но, учитывая сезон ("макушка лета"), можно
допустить, что святилище не было закрытым помещением, а представляло
собой навес со столбами, шедшими по кругу (сохранились следы 9
столбов), внутри которого находились три идола и жертвенник. В этом
случае все внутренние элементы храма были видимы всему поселку
извне. Возможно, что конников не следует воспринимать слишком
реально -- весенние богини Лада и Леля на обрядовых полотенцах,
предназначенных для празднеств встречи весны, изображались верхом,
с сохами за седлом. Наличие верховых вокруг Макоши могло быть всего
лишь изображением привычного символа, а не подтверждением реальных
всадниц внутри храма.
----------------------------------
10 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 495.
11 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 490.
В пользу того, что постройка № 2 во II раскопе не была только
лишь оградой, а непременно имела крышу, говорит, во-первых,
незначительное количество столбов со значительными интервалами между
ними, а, во-вторых, прекрасная сохранность отвесных контуров
землянки глубиною в 65 см. Периметр такой землянки мог служить
круговой земляной скамьей, своего рода "синтроном" вокруг главного
идола и очага, на котором в горшке со знаками плодородия варилось
священное варево из первых плодов. На "синтроне" окружностью в 15 м
могло усесться примерно 30-35 человек.
В этих же самых лесах днепровского бассейна, спустя почти две
тысячи лет после существования почепского святилища, расположенного
посреди славянского поселка, П. Бессоновым записан интереснейший
цикл купальских обрядовых песен 12.
----------------------------------
12 Бессонов Петр. Белорусские песни с подробными объяснениями
их творчества и языка с очерками народного обряда, обычая и всего
быта. М., 1871, с. 28-68.
Песни на Купалу (ночь с 23 на 24 июня, солнцеворот)
составляют особый, четко выделяющийся и очень архаичный цикл. Они
сопровождаются припевом "то-то!" или "ту-ту-ту!" (свойственным
только купальским песням) и обязательным притопыванием и стуком в
это время. Очевидно, это остатки ритуального танца. Праздник Купалы,
пишет Бессонов, -- "высший летний пункт древнейших священных
обрядов, сказаний и песен... Как бы истощившись в разгуле Купалы,
песнотворчество отселе надолго умолкает..." 13.
----------------------------------
13 Бессонов Петр. Белорусские песни..., с. 68.
Купалу называют "соботкой", т. е. "со-бытием", совместным
сбором. Сюжеты купальских песен связаны с традиционной эротикой на
игрищах (№ 62 по Бессонову), с обязательным купаньем и с отголосками
жертвоприношений девушек божеству реки, "Дунаю" (№ 68, 72), со
сбором целебных зелий (№ 79) и пр. Одна из песен (№ 94) повествует
о приготовлении ритуального зелья (дягиля) в горшке; каким-то
образом это связано со смертью женщины ("дяголю у горшок, дядину у
пясок"). Ритуальная еда на празднике -- растительно-молочная.
Главным в купальской обрядности был, как известно, костер,
через который прыгали попарно. Отголоском обряда является игра в
горелки ("гори, гори ясно, чтобы не погасло..."). Белорусская
этнография знакомит нас с любопытными деталями обряда. Во-первых,
сооружение костра поручалось женщине ("молодая молодица, разложи
купальницу!"; № 87). Во-вторых, основой будущего костра был столб
или кол, вбитый в землю: "как Купала сама изображалась столбом, а
голова у нее в золоте (в песнях. -- Б. Р.) или же вся она в зелени,
так по образу её в обряде делается кол (в другом месте -- "остов
столбом или колом"), втыкается в землю, обвивается соломой,
вымолоченными колосьями, коноплянником, а наверху пук соломы,
который и называется Купалой и который зажигают в купальскую ночь.
На этот знак сбегается народ, разгорается известный купальский
костер" 14. Важную роль в песнях играет дуб; дубовые сучья идут и в
костер.
----------------------------------
14 Бессонов Петр. Белорусские песни..., с. 45 и 62.
Связь купальских обрядов с аграрной магией "макушки лета"
несомненна. Анализ русской вышивки показал, что к этому сезону
относятся ритуальные полотенца с изображением Макоши-Купалы, где
богиня окружена солнечными знаками и всегда показана с опущенными к
плодоносящей земле руками; голова Купалы нередко увита колосьями,
колосья изображались и у ног богини 15. Если в весеннем цикле по
сторонам богини изображались женщины-всадницы с сохами за спиной, то
на полотенцах купальского цикла вышивали всадников-мужчин.
----------------------------------
|
|