Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  очага-жертвенника вполне естественно предполагать  широкое  дымовое
  отверстие в центре конической кровли. Оно давало  выход  пламени  и
  дыму к небу и одновременно освещало весь храм  сверху  естественным
  дневным светом. Этнографическим примером такой  постройки  является
  украинская (прикарпатская) пастушеская колиба -- круглое деревянное
  строение, крытое усеченно-конической кровлей, с огромным  очагом  в
  центре (иногда несколько приподнятым над уровнем пола) и с  большим
  дымовым проемом в середине кровли 6.
 ----------------------------------
      3 Амброз А. К.  Раннеземледельческий  культовый  символ  ("ромб
  с крючками"). -- Сов. археология, 1965, № 3; Рыбаков Б. А. Отражение
  земледельческого мировоззрения в искусстве трипольской культуры. --
  Вест. АН СССР, 1964, № Т с. 51 -- 52.
      4 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 42 -- 51.
      5 Заверняев Ф. М. Почепское селище, с. 104, рис. 2.
      6 Слово "колиба", очевидно, очень  архаичное,  индоевропейское,
  так как в греческом ему соответствует  koliba  B  значении  "кущи",
  "палатки", "шатра". (См.: Дьяченко Г.  Словарь  церковнославянского
  языка. М., 1900, с. 258). Не связано ли с этим слово,  обозначающее
  ритуальную еду -- "коливо" (греч. kolyba): "И  жрътва  и  колива  в
  празнованиях и в календех". Коливо  --  кутья  из  пшеницы,  яблок,
  чернослива, меда, различных плодов и орехов. (См.: Срезневский И. И.
  Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, т. I, стлб.
  1251).

      Если сопоставление круглого  строения  на  Почепском  селище  с
  этнографической колибой правомерно, то невольно рождается еще  одно
  сближение -- в русской вышивке очень част мотив богини в храме,  но
  храм бывает представлен в трех видах:  во-первых,  в  виде  дома  с
  двускатной крышей (в этом случае богиня -- рожаница), во-вторых, как
  постройка в  виде  овина  с  подвышенной  средней  частью  и  пышно
  украшенной замкнутой кровлей 6a. На таких вышивках в  середине,  во
  всю высоту показанного как бы в разрезе здания, изображался огромный
  идол Макоши с опущенными к земле руками; календарно эта поза богини
  может быть приурочена к купальской обрядности (23 -- 29  июня),  ко
  времени начального созревания колосьев и  появления  первых  плодов
  этого  года  (горох,  бобы).  Макошь  указывает   на   землю,   уже
  произрастившую растения, тогда как в вышивках, связанных с весенними
  обрядами, Макошь воздевает руки к небу,  к  верховному  божеству  с
  мольбой о солнце и дожде для только что посеянных семян 7.
 ----------------------------------
      6а Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 493.
      7  Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян,   с.   486-500;
  511-512; 521-526.

      Большой  центральный  идол  Макоши  сопровожден  двумя  идолами
  рожаниц -- Лады и Лели, стоящими по  сторонам  "Матери  Урожая"  --
  Макоши. Совпадение с почепским храмом полное -- один идол в середине
  н два по бокам. Вышивка дает то, что археология редко может дать --
  все три идола -- женские 8.
 ----------------------------------
      8 При раскопках  святилища  на  Благовещенской  горе  во  Вщиже
  было обнаружено несколько идолов и на некоторых из них в свое время
  были надеты бронзовые женские ожерелья. (Подробнее см. ниже).

      Что же касается формы храма, то на  вышивках  дана  значительно
  более репрезентативная постройка, по своей конструкции напоминающая
  овин, княжеский дворец XII в. или барский дом  в  усадьбе  XVII  --
  XVIII вв., т. е. строение в три -- четыре бревна в ширину с поднятой
  вверх средней частью (в одно -- два бревна в ширину) 9.
 ----------------------------------
      9 Рисунок  овина  см.:  Рыбаков  Б.  А.  Язычество...,  с.  33.
  Изображения княжеского дворца подобной "овинообразной"  конструкции
  см.: Радзивиловская  летопись  (фотомеханическое  воспроизведение).
  СПб., 1902, л. 241; 1192 г.

      Вышивки  отразили  более  позднюю  стадию  развития   языческой
  храмовой архитектуры, чем та, которую дает нам селище  зарубинецкой
  культуры. Но есть  в  русских  вышивках  еще  третий  вид  храмовых
  построек, внутри которых тоже помещен идол  Макоши,  но  крыша  над
  головой богини не сомкнута и оставляет значительный проем 10.  Идол
  Макоши помещен в середине под проемом крыши. По  сторонам  огромной
  Макоши находятся не идолы рожаниц,  а  изображения  всадников  (или
  всадниц?). Верхняя часть  пространства  здания  на  вышивке  обычно
  занята изображениями птиц и звездообразных знаков. Все это  привело
  меня к мысли, что "не будет особой натяжкой признание этих  вышивок
  изображением  небесного  свода"  11.   Однако   возможно   и   иное
  предположение,  что  вышитый  храм  Макоши  со   срезанной   крышей
  представляет собой как бы разрез святилища почепского типа. Небесные
  знаки этому не противоречат, так как  небо  было  хорошо  видно  из
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-