Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  материала,  которым  мы  располагаем,   не   позволяет   полноценно
  рассмотреть  каждое  звено  в  отдельности.  Важные  и   интересные
  материалы по сакральной охранительной роли жилища и всего  бытового
  комплекса (утварь, одежда) появляются в  археологическом  материале
  сравнительно поздно и будут рассмотрены в другой части книги. Трудно
  применим и хронологический принцип,  так  как  святилища,  открытые
  археологами, являются  результатом  случайных  находок,  "подарками
  судьбы", а не итогом систематических  исследований.  В  силу  этого
  хронологическая  последовательность  известного  нам  материала  не
  отражает всей предполагаемой полноты  действительно  существовавших
  культовых мест.
      Есть и  еще  одна  трудность:  рассматриваемая  эпоха  является
  временем великого расселения славян по  всей  Восточной  Европе,  в
  процессе которого  славяне  соприкасались  с  литовско-латышским  и
  финно-угорским населением беспредельной лесной зоны и на протяжении
  нескольких  веков  происходила  медленная  и   мирная   ассимиляция
  субстратного населения. При  этом  местные  дославянские  святилища
  воспринимались  славянами  как  бы  по  наследству   и   продолжали
  существовать очень долго, перейдя в дальнейшем в христианскую форму.
  Примером может служить "Благовещенская  гора"  близ  древнерусского
  города  Вщижа  на  Десне.  Здесь  существовало  обширное  и  хорошо
  оборудованное святилище юхновской культуры (первые века до н. э. --
  первые века нашей эры)  с  явно  выраженным  культом  медведя  (см.
  подробнее ниже), а в дальнейшем на этой горе была построена церковь
  в честь христианского праздника Благовещения  25  марта.  Языческий
  славянский  медвежий  праздник  "комоедицы"  происходил  24  марта.
  Преемственность налицо, но  неясен  тот  хронологический  рубеж,  с
  которого данное святилище можно считать славянским.
      В  силу  вышеизложенного  в  нашем  обзоре  языческих  святилищ
  будут пересекаться линии типологическая и хронологическая.
      Начнем  с  рассмотрения  славянских  сельских   святилищ   того
  времени, когда римские авторы впервые заговорили о далеких  от  них
  славянах -- венедах, что в переводе на язык археологии  означает  в
  восточной части славянского мира  зарубинецкую  культуру.  Примером
  зарубинецкого культового места внутри поселка может служить  селище
  "Грудок" близ Почепа в бассейне Средней Десны, куда в первые века н.
  э. направилась славянская колонизация из  Среднего  Поднепровья  2.
  (Рис. 22).
 ----------------------------------
      2 Заверняев Ф. М. Почепское селище. --  МИА,  №  160.  Новое  в
  зарубинецкой культуре. М., 1969, с. 88-118.

      В   середине   раскопанного   пространства,   среди    большого
  количества прямоугольных жилищ со  следами  мощных  печных  столбов
  обнаружена круглая в плане постройка (раскоп II землянка № 2.  Рис.
  8). Диаметр её -- 5 м.  Ф.  М.  Заверняев  справедливо  считает  её
  святилищем. Среди вещевого материала там найдена редкостная для этой
  культуры вещь -- египетская печать I-III вв. н. э. из голубой пасты
  с  фигурой   лежащего   льва.   Мысль   автора   можно   подкрепить
  дополнительными соображениями: рядом с круглой постройкой открыт дом
  с интереснейшей посудой в нем (раскоп I  землянка  №  2).  Мне  уже
  приходилось ссылаться на эту посуду с магическими знаками в связи с
  проблемой таргелов, "горшков для священного варева" (см. выше главу
  о погребальном обряде). В одном и том же доме найдены  и  миска  со
  знаком плодородия и горшок с четырьмя знаками, которым А. К. Амброз
  посвятил  специальную  работу,  продолжив  на  очень  широком  фоне
  сделанные  мною  ранее  наблюдения  3.  Знаки  на   тулове   горшка
  представляют  собой  разновидность  знака  плодородия,   идеограммы
  вспаханного или засеянного поля 4. По горловине сосуда идет  кругом
  орнамент из каплеобразных круглых вдавлений; от пояска этих  капель
  вниз спускаются треугольники из трех капель. В  целом  орнамент  на
  этом горшке очень красноречив: "небесная влага орошает нивы", т. е.
  содержит главную идею аграрно-магических  заклинаний.  Дом  №  2  в
  раскопе I был, по всей вероятности, только местом хранения священной
  посуды, а сама церемония варки первых плодов производилась, судя по
  данным раскопок, в  соседнем  круглом  помещении.  Вход  в  круглое
  строение, оформленный двумя подпорами и ступенькой,  находился  как
  раз против дома со священными сосудами,  в  12-15  шагах  от  него.
  Внутри круглое святилище, судя по данным  раскопок,  было  устроено
  так:  в  центре  было  какое-то  круглое  глинобитное   сооружение,
  укрепленное в нижней части столбами; глина обожжена. Автор раскопок
  назвал его просто кострищем 5. По всей вероятности, это или большой
  очаг или очаг-жертвенник, предназначенный для  разведения  огня.  У
  жертвенника, ближе ко входу -- следы столбов  и  массивные  остатки
  обгорелого дерева, что естественно расценивать как остатки главного
  идола, занимавшего срединное положение во всем святилище. В глубине
  ротонды, слева и справа от жертвенника-очага и  центрального  идола
  были устроены две большие ниши, около которых на окружности  здания
  стояли столбы, очевидно, являвшиеся идолами меньшего значения.  При
  круглой  форме  постройки  и  при  центральном  положении  большого
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-