Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  наслоений многих эпох, соответствовало многообразие форм  культа  и
  мест обращения к потусторонним силам, родившимся в сознании древнего
  человека. Моления об  урожае,  различные  заклинательные  действия,
  обращение к силам природы  и  к  духам  добра  и  зла,  повсеместно
  рассеянным  в  природе,  производились  тоже  повсеместно:  пунктом
  обращения к этим силам и принесения им жертв ("треб") могло быть  и
  отдельное жилище, и срединная площадь селения, и ключ-родник, и луг
  за  околицей,  и  берег  реки,  и  лесная  поляна,  и   возделанная
  земледельцами нива -- "жизнь".
      Одни  ритуальные   действия   не   требовали   почти   никакого
  реквизита, кроме венка из цветов, свежесорванной ветки  березы  или
  разведенного на берегу костра. Таковы хороводы, игры, пляски, резко
  осуждаемые церковью. Естественно, что от  этого  разряда  языческих
  игрищ не уцелело никаких подлинных археологических следов и мы можем
  компенсировать их отсутствие только обращением  к  этнографии.  Для
  другого вида ритуальных действий требовались те или иные сооружения,
  то временные на одно празднество, то постоянные "капища",  "кумирни
  идольские"  снабженные  деревянными  или  каменными   изображениями
  славянских языческих божеств.
      Различны были и радиусы  притяжения  ритуальных  пунктов:  одни
  обряды, замыкались только внутри дома и усадьбы одной семьи, другие
  собирали на  "пиры  идольские"  всех  мужчин  села  в  общесельскую
  "контину" (от  КАТъ-угол),  а  женщин  в  "беседу".  Были  и  такие
  святилища, к которым  стягивались  люди  на  "событие"  (т.  е.  на
  совместное пребывание "со-бытие") со  всего  племени  или  даже  из
  нескольких соседних дружественных племен.  Такие  особо  почитаемые
  ритуальные пункты просуществовали несколько тысяч  лет  и  в  конце
  концов  были  восприняты  церковью   (как   православной,   так   и
  католической) с целью  использования  давней  традиции  религиозных
  молений в данном месте.
      Все  это  многообразие  и  многоступенчатость  мест  языческого
  культа прослеживается с древнейших праславянских времен.
      Западнославянский  материал  дает  нам   образцы   значительных
  культовых мест, имевших общеплеменное значение.  Таковы,  например,
  святилище Лады и Лели в Сандомирских горах, священная гора  Собутка
  (от событие, собрание) в Силезии и огромное,  огражденное  каменным
  валом святилище под открытым небом на  вершине  горы  Радуни  (близ
  Собутки),  вмещавшее  несколько  тысяч  молящихся.  Датируются  эти
  грандиозные  "требища"  (места  для  совершения  треб)  началом   I
  тысячелетия  до  н.  э.,  но  совершение  языческих   обрядов   там
  продолжалось, несмотря на построенные церкви и монастыри, вплоть до
  XV в. н. э., т. е. на протяжении двух  с  половиной  тысяч  лет  от
  времени их возникновения как языческих сакральных центров 1.
 ----------------------------------
      1  Рыбаков  Б.  А.  Язычество  древних  славян.  М.,  1981,  с.
  285-303.

      Восточнославянский  ранний  материал  в  первой  моей  книге  о
  язычестве был лишь упомянут, но не показан, так как  целесообразнее
  рассмотреть его здесь, в одном хронологическом ряду  с  позднейшими
  средневековыми языческими святилищами.
      Следовало бы в  типологической  последовательности  рассмотреть
  мельчайшие  ячейки  древнего  славянского  общества:  жилище,   как
  семейную крепость, защищавшую от повсеместно разлитых в природе злых
  сил,   и   погребение,   дом   мертвых,   как   место   общения   с
  благожелательными предками. Но дом живых и  домовина  мертвых  были
  слишком незначительной частицей древнеславянской  жизни;  это  были
  атомы, из  которых  складывалась  молекула  поселка,  объединявшего
  десятки, а иной раз и сотни семейных жилищ.
      Не подлежит сомнению, что многие языческие  обряды  проводились
  не только одновременно во всех домах славянской деревни, но имели и
  какую-то общественную форму, когда все жители поселка покидали свои
  семейные хоромины и участвовали в общесельском ритуальном  действе.
  Часть этих обрядов проводилась внутри поселка, но большинство их, по
  всей вероятности, устраивалось за околицей на холмах,  у  "кладязей
  многочестных" или между несколькими поселками ("игрища межю селы").
  Нельзя исключать и длительного бытования древних, возникших  еще  в
  скифо-сколотское время, общеплеменных святилищ на священных  горах.
  Археологически еще не было проведено обследование всех гор и холмов,
  носящих до сих пор архаичные  сакральные  наименования,  и  поэтому
  ответить на вопрос о времени прекращения их языческой  жизни  очень
  трудно.  Никак  нельзя   пренебрегать   и   тем   фактом   (который
  подтверждается археологическими и фольклорными данными), что игрища
  и хороводы XIX в. проводились на подобных  горах  с  сохранившимися
  древними  языческими  наименованиями.   Очень   трудно   предложить
  какую-либо стройную систему изложения материала о языческих  местах
  культа  от  рубежа  нашей  эры  до   эпохи   христианизации   Руси.
  Типологически хотелось бы рассмотреть такие звенья, как жилище одной
  семьи, святилище внутри поселка, священные места вокруг  поселка  и
  большие общеплеменные  культовые  центры.  Однако  незначительность
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-