Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  в  православный  церковный   обиход   могло   быть   делом   Сергия
  Радонежского, а затем Ивана Грозного,  но  сами  осенние  поминания
  следует считать "отзвуком древнего культа предков".
 ----------------------------------
      105 Чичеров  В.  Н.  Зимний  период  русского  земледельческого
  календаря XVI-XIX веков. М., 1957, с. 38.

      Исследователь   приводит   поговорку:   "Покойнички   на   Русь
  Дмитриев день ведут; покойнички ведут -- живых  блюдут".  Далее  он
  говорит о "кормлении земли" 106.
 ----------------------------------
      106 Чичеров В. Н. Зимний период..., с. 38-39.

      Празднование  родительской   субботы   начинается   вечером   в
  пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка  накрывает  стол  новой
  скатертью, ставит еду и приглашает предков. На Дмитров день пекут и
  готовят 12 блюд из зерен и мяса. Поминовение вновь  совершалось  на
  кладбище и тоже завершалось разгулом.
      Эту последнюю стадию, проводившуюся  после  обмолота  урожая  и
  завершения всех, мужских и женских, сельскохозяйственных  работ  (и
  хлеб и лен уже  сложены)  следует  рассматривать  как  благодарение
  предкам-дедам за дарованные блага.
      Итак, перед нами система годичных молений  предкам,  в  которых
  тема отдельной семьи и её  дома  связана  с  темой  всего  селения;
  наиболее заметные действия происходят на  общем  сельском  погосте,
  иной раз с наймом целой труппы скоморохов. Экстраполяция  поминаний
  на все 12 месяцев года явствует из  частого  счета  на  12  в  этих
  поминаниях.  Вся  система  годичных  поминаний,   расставленных   в
  календарном порядке, представляется мне как бы растянутым во времени
  воспроизведением*  этапов  древних  языческих  похорон  по   обрядy
  трупосожжения:
      1.  Сожжение  костра  из  соломы,  как  имитация   погребальной
  "крады великой". Одновременно сожжение хвойных  веток  в  доме  для
  очищения жилища и живущих в нем.
      2.  "Родоница".  Воззвание  к  умершим,  плач  по  ним.  Призыв
  предков к охране дома и двора, к  покровительству  молодым  семьям.
  Кормление земли яйцами и брагой.
      3. Еще  один  плач  по  умершим,  сменяемый  буйной  тризной  с
  ритуальными "сатанинскими" плясками, пением и играми,  а  иногда  и
  драками.
      4.  Благодарение  предкам.  Поминки  на  кладбище  с   приносом
  ритуальной еды. Угощение "дедов" каждой отдельной семьи в её доме.
      Моления предкам  открываются  имитацией  погребального  костра,
  получают  развитие  в   начале   аграрного   цикла   работ   весною
  (родоница-радуница), достигают кульминации в "зеленые святки", когда
  земледельцы озабочены своими нивами, и завершаются благодарственными
  приносами из нового урожая осенью, перед зимним замиранием природы.
  Все это происходит  в  двух  различных  пространствах:  одна  часть
  молений предкам связана с домом, с местом, где они, предки, строили,
  жили, трудились, праздновали, а  другая  часть  проходит  на  месте
  упокоения их праха, в "городе мертвых", где стоят рядами, как  избы
  в селе, деревянные избушки-домовины, покрывающие урны с  сожженными
  костями (в раннее время) или истлевшие костяки погребенных  предков
  107.
 ----------------------------------
      107  Этнографическая  литература  о  погребальных   обычаях   и
  обрядах безбрежна. Из наиболее свежих работ можно указать книгу  Н.
  Н. Белецкой "Языческая символика славянских архаических  ритуалов",
  (М., 1978), где главное внимание уделено технике отправки  стариков
  "на тот свет" (вывоз в лес, опускание в яму, в овраг и т.  п.),  но
  есть и интересные сведения о связи погребальных обычаев с аграрными
  культами. Большой интерес представляют сведения о древних ритуальных
  похоронах, перешедших к XIX в. в разряд игровых действий:  похороны
  Кузьмодемьяна, Костромы или Кострубоньки, похороны Ярилы,  похороны
  кукушки (см. с. 81-95).

      Культ  предков,  постоянно  поддерживаемый  новыми   похоронами
  уходящего поколения и овеществленный домовинами  на  кладбище,  был
  очень важной составной частью древних языческих представлений.  Его
  аграрно-магическая и апотропеическая, охранительная  направленность
  еще  более  укрепляла  его  и  позволяла  противостоять  порицаниям
  духовенства.
      К  погребальным  обычаям  мы  еще  вернемся  при   рассмотрении
  княжеских курганов IX-X вв.

                            Глава третья
 =====================================================================
                      СВЯТИЛИЩА, ИДОЛЫ И ИГРИЩА

      Многогранности  языческого   мировоззрения,   сложившегося   из
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-