Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  о целости скотины, о здоровье  людей  и  об  урожае  и  о  семейном
  благополучии вообще. Поэтому вполне  логично,  что  "вьюницы"  были
  приурочены к главному дню поминовения родичей, носившему специальное
  наименование "родоницы" -- предки должны были освятить новую семью,
  которая поручалась их заботам.
      Поздравление молодых происходило не  на  кладбище,  а  у  домов
  молодоженов: односельчане толпами подходят к избам молодых  и  поют
  под окнами:

                        Вьюн да вьюница,
                        Подайте кокурку, да яйцо;
                        Если не дадите --
                        Вломимся в крыльцо!102

 ----------------------------------
      102 Максимов С. В. Нечистая,  неведомая  и  крестная  сила,  с.
  423.

      Молодая  ("вьюница")   должна   распахнуть   окно   и   одарить
  пришедших яйцами и пшеничным пирогом с изюмом -- кокуркой.
      Третьим звеном системы годичных  общесельских  молений  предкам
  являются необычные по форме празднества, описанные в  23-м  царском
  вопросе.
      Празднество происходило  накануне  известных  "зеленых  святок"
  (троицын день и пятидесятница) в интервале между 5 мая и 9 июня,  в
  самый разгар весенних молений о росте и благополучии  взошедших  на
  полях хлебов.
      Взятое  само  по  себе,  вне  системы  молений   предкам,   это
  празднество выглядит очень странно: происходит оно на кладбище,  на
  жальнике  (в  Новогородчине  жальники  сменяют  древние   курганные
  могильники) и состоит из трех этапов:
      1. Плач и "великий вопль" по умершим.
      2.  Ритуальные  действия   ("бесовские   игры"),   производимые
  специально прибывшими заранее ("... егда учнут ...") скоморохами.
      3. Общие пляски и пение всех, пришедших помянуть предков.
      По всей  вероятности,  это  своеобразное  сочетание  надгробных
  плачей с плясками вызвано стремлением противопоставить  мертвенномy
  началу начало жизнеутверждающее.
      Исступленные  публичные   плачи-вопли   по   мертвым   вызывали
  протесты русского духовенства еще в XIV в., когда появилось поучение
  "О желеющих", приписанное святому Дионисию.
      Под "желением" здесь понимается комплекс  поминальных  обрядов,
  сопровождаемых   "многымь   плачемь   и   рыданиемь   горкымь"    и
  самоистязанием: "Дьявол учить желению тому. А  другыя  по  мертвемь
  резатися и давитися и топитися в воде". "Последнее есть горе -- желя
  и ведеть таковыя во тму кромешнюю" тех людей,  которые  "в  желений
  ходяща бес приимаеть". В этом случае "желение" обозначает то же, что
  и "игрище", т. е. специально устроенное действо.
      Церковь обвиняла желеющих в том, что они  отрицают  воскресение
  из мертвых. "Да того  желения  мнози  в  ересь  впадають  ...  желя
  смертная в пагубу". Участникам желений церковь отказывала в покаянии
  и в причастии. Особо выделены  желеющие  женщины,  очевидно  умелые
  вопленицы; по такой жене и муж грешен: "Аще бо жена не верна, то  и
  муж не чист!" 103.
 ----------------------------------
      103 Гальковский Н. М. Борьба христианства... М.,  1913,  с.  I,
  с. 168-171.

      В XVI в. (может быть,  не  без  воздействия  царского  вопроса)
  появилось поучение "еже не плакати о умерших", приуроченное  именно
  к субботе троицкой седмицы. Здесь бичуются те,  которые  "тщеславия
  деля плачются, а отшедше упиваются и кощуны деют" 104.
 ----------------------------------
      104 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., с. 183.

      Кощуны приравниваются к  полупристойным  действиям  ("кощуны  и
  играния неподобные"). Пьяные "глумятся и кощюнять". Словом "кощуны"
  переводилось греческое mythoi.  Прав  был  Грозный,  что  во  время
  поминовений "скверными речами упрекалися".
      В  этнографическом  материале  есть  еще  и   четвертое   звено
  системы молений предкам, отсутствующее в царских вопросах Стоглавомy
  собору. Это --  знаменитая  "дмитровская  (родительская)  суббота",
  предшествующая (или совпадающая с  ним)  Дмитрову  дню  26  октября
  старого стиля. Однако не будем упрекать Грозного в забывчивости  --
  есть основания считать, что дмитровская родительская  суббота  была
  одобрена и официально утверждена  именно  этим  царем  105,  что  и
  объясняет  отсутствие  упреков  русскому  духовенству   по   поводy
  дмитровских празднеств. Возможно, что исключение,  сделанное  царем
  для осенних молений, связано с памятью о русских  воинах,  погибших
  осенью 1380 г. В. И. Чичеров прав, что включение дмитровской субботы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-