Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      О разведении костров у нас есть  интересные  сведения  в  одном
  поучении против язычества, основа которого относится к началу XII в.
      В более поздней переделке (по мнению  Н.  М.  Гальковского  XVI
  в.) есть прямое свидетельство о кострах:
      ...И воду к кутьи заупокойней оставляють на  столци.  И  сметье
  (мусор) у ворот жгутъ в великой четверг, молвяще тако: "У того огня
  души приходяще огреваются" 99.
 ----------------------------------
      99  Галъковский  Н.  М.   Борьба   христианства   с   остатками
  язычества в древней Руси. М., 1913, т. II, с. 34. О датировке см. с.
  30.

      Грозный, очевидно, наблюдал не  внутренние  домашние  обряды  в
  избах, а большие костры на улицах  или  у  ворот,  хорошо  заметные
  отовсюду. К XIX в. старый обычай общественного празднования  свелся
  к огню только внутри избы.
      Языческий, ритуальный характер костров из  соломы  явствует  не
  только из их горючего материала (солома применялась  в  первобытных
  кострищах-зольниках и в погребальных кострах  курганов),  но  и  из
  того, что царь считал нужным упрекнуть духовенство в попустительстве
  этим четверговым кострам в  честь  предков,  к  которым  обращались
  "палившие солому". Церковный собор послушно согласился "заповедати,
  чтобы по-рану соломы не палили и мертвых не кликали бы".
      Эти  костры,  окруженные  крестьянами,  плачущимися   о   своих
  умерших, уводят нас к  погребальным  огням  языческих  времен;  они
  вполне логично увязываются со всем комплексом четверговых магических
  действий:   кормление   домового,    охрана    двора,    обновление
  заклинательных знаков на дверях, "микрокостер"  (имитация  древнего
  очага?)  в  избе  и  др.  --  все  это  один   круг   обращений   к
  предкам-охранителям.
      Вторым  звеном  системы   молений   предкам   была   "родоница"
  (радуница), проводимая через 12 дней после  имитации  погребального
  костра, во вторник на фоминой неделе.  Вторник  --  день  ничем  не
  примечательный и, по всей вероятности, здесь играл роль  отсчет  12
  дней от костра, а число 12  во  всех  магических  операциях  всегда
  связано с 12 месяцами  солнечного  года.  Неясна  этимология  слова
  "родоница".  Возможно,  что  первоначально  оно  было   связано   с
  "родичами", "дедами" и лишь впоследствии превратилось в радуницу. А
  может быть, этот термин как-то связан с  небесным  верховным  богом
  Родом?
      Текст 25-го царского вопроса  слишком  краток  и  не  проясняет
  сущности празднества. Здесь  снова  повторяются  "оклички",  т.  е.
  какие-то обращения к мертвым, и  упоминаются  "вьюницы",  во  время
  которых происходят всякие беснования и "упрекание скверными речами".
  Этнография хорошо знает  радуницу  во  всех  подробностях.  Приведу
  суммарное описание русской радуницы, сделанное С. В.  Максимовым  в
  1903 г.
      "В   этот   день   православная   Русь   обыкновенно   поминает
  родителей. Еще загодя  крестьянские  женщины  пекут  пироги,  блины
  пшеничные, оладьи, кокурки,  приготовляют  пшенники  и  лапшевники,
  варят мясо, студень, жарят яичницу.
      Со всеми этими яствами они отправляются на  погост  (кладбище),
  куда является и священник  с  причтом,  чтобы  служить  на  могилах
  панихиды ... Бабы поднимают невообразимый рев и плач  на  голоса  с
  причитаниями и завываниями ...
      Крестьяне  христосуются  с  умершими  родственниками,  поминают
  их, зарывают в могилы крашеные яйца, поливают  брагой,  убирают  их
  свежим дерном, поверх которого ставятся всевозможные лакомые блюда,
  в том числе и водка и пиво.
      Когда  яства  расставлены,  поминальщики   окликают   загробных
  гостей по именам и просят их попить-поесть на поминальной тризне..."
  100.
 ----------------------------------
      100 Максимов С. В. Нечистая,  неведомая  и  крестная  сила,  с.
  425-426.

      "Вьюницы"  тоже  известны  этнографии  XIX  в.   "Вьюнец"   или
  "вьюничник", -- пишет В. Даль,  --  обряд  поздравления  молодых  в
  первую весну после брака в субботу святой недели (у Грозного --  "о
  велице дни"), а иногда и на фоминой (у Грозного "на родоницы", т. е.
  во вторник фоминой недели)" 101.
 ----------------------------------
      101 Даль В. Толковый словарь живого великорусского  языка.  М.,
  1953, т. I, с. 329.

      Обряд  поздравлений  молодоженов,  повенчавшихся  в  январе  --
  феврале этого года (в марте и  апреле  не  венчали  из-за  великого
  поста) оказался присоединенным к празднику "красная горка", к новомy
  циклу бракосочетаний и был приурочен к дню предков "родонице". Культ
  предков был очень многогранен: дедов молили и о сохранности дома, и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-