|
техники: греки из больших труб метали огонь на русские корабли и тем
сжигали их; эти огнеметные трубы, изображаемые на миниатюрах, и
являются, очевидно, прообразом "пламенного рога", с помощью которого
богиня печали сеяла тоску по Руси.
После завершения погребения всегда справлялись поминки
("тризна" и "страва"), о которых подробнее будет сказано ниже в
связи с княжескими курганами X в.
Неотъемлемой частью древнего быта было ежегодное поминовение
всех умерших в так называемые родительские дни, радуницу.
Царь Иван Васильевич в 1551 г. предъявил церковному собору
(названному по количеству статей в итоговом описании его действий
"Стоглавым") целый ряд претензий, связанных с плохой деятельностью
духовенства. Среди его замечаний некоторые касались своеобразных
разгульных поминок на кладбищах.
Вопрос 23
"В троицкую субботу по селам и по погостом сходятся мужи и
жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробом умерших с великим
воплем. И егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские игры и они,
от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни
сотонинские пети на тех же жальниках, обманыцики и мошенники".
Ответ, естественно, был дан в духе церковного благочестия,
"чтобы в те времена, коли поминают родители, православных христиан
не смущали теми бесовскими играми" 95
----------------------------------
95 Стоглав. СПб., 1863. Гл. 41, с. 140-141.
Вопрос 25
"А о велице дни (после пасхи) окличка на родоницы не творити
вьюниц и всяких в них бесований".
Ответ
"Чтобы о велице дни и на родоницы оклички не творили и
скверными речми не упрекалися".
Вопрос 26
"А в великий четверток порану солому палят и кличут мертвых" 96.
----------------------------------
96 Стоглав, с. 141-142.
Из вопросов Ивана Грозного, вникавшего во все стороны русской
жизни, выясняется, что в середине XVI в. существовал целый цикл
общественных молений, обращенных ко всему сонму предков. Если мы
поставим царские вопросы в строгий календарный порядок, то уловим и
логику этого порядка и обнаружим целостную систему, как бы
воскрешающую этапы древнего языческого ритуала похорон предка и
вместе с тем связанную с годичным аграрным циклом.
Первым звеном этой системы будут костры из соломы, зажигаемые
весной, в интервале от 19 марта до 22 апреля (в зависимости от
пасхального диапазона: 22 марта -- 25 апреля) в "великий четверг"
страстной недели, упомянутый Грозным. Разведение костров
сопровождалось "кликанием мертвых", т. е. теми самыми действиями,
которые приписывались Карне, богине погребального плача и
причитаний. Этнографическими материалами подтвердилась даже такая
упомянутая царем-этнографом деталь, как то, что четверговые костры
разжигались "порану": на Севере, "чтобы заговорное слово было
крепко, ходят в лес (в "великий четверг") до солнечного восхода за
вересом или можжевельником... ранним же утром, до восхода солнца
зажигают его на сковороде посреди избы на полу и все члены семьи
скачут через этот огонь..." 97.
----------------------------------
97 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.,
1903, с. 393.
Различие между наблюдениями Грозного и Максимова заключается
в том, что исследователь XX в. отразил более позднюю стадию культа
предков, когда все обряды сосредоточились только на доме
крестьянина: ночью, в темноте прядут нитку (в левую сторону) и
обвязываются ею по запястьям, до восхода солнца приносят в дом
хвойные ветки, разбрасывают их по двору, кормят домового цыпленком,
разжигают свой домашний костерчик на сковороде и прыгают через него.
В это же время дети бегают вокруг двора с колокольцами (скотскими
боталами) в руках, чтобы отогнать всякую нечисть от скотины. На
восходе солнца обливаются водою, смывая с себя все нечистое 98.
----------------------------------
98 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, с.
390-392.
К этому следует добавить, что в этот же день хозяин дома
прокапчивает "четверговой свечей" три креста на косяке входной
двери.
|
|