Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
             .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

             Поразставлены там столики точеные,
             Поразостланы там скатерти все бравые
             И положены там кушанья сахарные
             И поставлены там питьица медвяные... 90

 ----------------------------------
      90 Невская Л. Г. Семантика дома..., с. 107.

      Это и реальная домовина для погребаемого трупа:

             Ай-же, плотнички-работнички,
             Што вы деете холодную хоромину, не мшоную,
             Не прорублены косевчаты окошечка,
             Не врезаны стекольчаты околенки,
             Не складена печенька муравленая... 91

 ----------------------------------
      91 Невская Л. Г. Семантика дома..., с. 108.

      Плачи  по  мертвым  чрезвычайно   разнообразны   и   составляют
  специальный обширный раздел русского фольклора, полный  поэтических
  образок и глубоких архаизмов 92.
 ----------------------------------
      92 Барсов Е. В. Причитания Северного края.  М.,  1872-1886,  ч.
  I-III; Соколов Ю. М. Русский фольклор.  М.,  1941  Новикова  А.  М.
  Причитания (Русское народное  поэтическое  творчество).  М.,  1978,
  93-96.

      Одним из ранних является записанный  в  летописи  плач  княгини
  Евдокии Дмитриевны по своему мужу Дмитрию Донскому в 1389 г.

             Како умре животе (жизнь) мои драгый,
             Мене едину вдовою оставив?
             Почто аз преже тебе не умрох?
             Како зайде свет очию моею?
             Где (куда) отходиши сокровище живота моего,
             Почто не промолвиши ко мне?
             Цвете мой прекрасный, что рано увядавши?
             Чему господине не взогриши на мя, ни промолвиши ко мне?
             Солнце мое! Рано заходиши...
             Месяць мой красный, рано погибавши!
             Звезда восточная, почто к западу грядеши?

             .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

             Свете мой светлый, чему помрачился еси?
             Аще бог услышит молитву твою  -- 
             Помолися о мне, княгини твоей!
             Вкупе жих с тобою, вкупе умру с тобою  -- 
             Юность не отъиде от нас, а старость не постиже нас!.. 93

 ----------------------------------
      93 Воскресенская летопись. -- ПСРЛ, СПб.,  1859,  т.  VIII,  с.
  57.

      В славянской демонологии существовало  два  образа  плакальщиц,
  оповещающих народ о смертельном несчастье. Они упомянуты в "Слове о
  полку Игореве" в связи с гибелью полков Игоря:

             О, далече зайде сокол, птиц бья -- к морю!
             А игорева храбраго плъку не кресити...
             За ним кликну Карна и Жля поскочи по Руской земли
             Смагу людем мычючи в пламяне розе.
             Жены руския въсплакашась...

      Кара -- плач по умершим. В летописи  под  1262  г.  описывается
  смерть жены литовского князя Миндовга: "... и поча карити по  ней".
  Князь послал за сестрой покойницы: "а поедн карить по своей сестре".
  Оной же приехавши парить94. Карна, очевидно, плакальщица, вопленица
  (греч. kariny), специалистка по ритуальным причитаниям. В "Слове  о
  полку Игореве" её действие -- кликнуть.
 ----------------------------------
      94 Ипатьевская летопись 1262 года. -- ПСРЛ, т. II, с. 201.

      Жля, Желя (Жьля) -- олицетворение печали и тоски. В  поэме  она
  сжигает,  душит  горечью  жара-смаги,  который  она  извергает   из
  огненного рога.  Образ  взят,  вероятно,  из  византийской  военной
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-