Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  следует,  по  всей  вероятности,  связывать  не  менее  широкий  по
  географическому  охвату  переход   от   сожжений   с   коллективным
  захоронением урн к простому погребению в земле, но с разведением  у
  могилы ритуальных костров Однако следует сказать, что этими словами
  намечено только возможное направление поиска, но прямого ответа  не
  дано.

                                   *

      Погребение  умерших  у  славян   и   в   древней   Руси   было,
  разумеется, обставлено многообразной обрядностью,  о  которой  дает
  приближенное   представление   известный    рассказ    Ибн-Фадлана,
  иллюстрированный не менее известным полотном Семирадского (подробнее
  см. главу 7). Судя по тому, что в этнографическом материале  вплоть
  до  начала  XX  в.  сохранялись  пережитки  древнего  трупосожжения
  (разведение в  некоторых  губерниях  костра  на  могиле),  описания
  русских, украинских и  белорусских  похоронных  обрядов,  примет  и
  суеверий, сделанные этнографами, могут быть в значительной  степени
  ретроспективно углублены и в изучаемое нами время.  Эту  обрядность
  нужно подразделить на три группы: во-первых,  обряды,  связанные  с
  приведением в надлежащий вид  самого  умершего  и  с  изготовлением
  гроба-домовины.  Во-вторых,  процесс  захоронения   и,   в-третьих,
  ежегодное поминовение умершего на его могиле (кургане).
      Из обрядов первой группы нам  известны  возрастные  различия  в
  женском уборе: девочек  хоронили  с  очень  скромными  украшениями,
  девушек и молодых женщин  хоронили  в  богатом  подвенечном  уборе;
  пожилых женщин (вероятно,  от  времени  появления  у  них  внуков?)
  убирали в последний путь скромно 87.
 ----------------------------------
      87 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 21

      Приведение  покойника  в  надлежащий  вид  выражалось  глаголом
  "спрятать", одного корня со словом "опрятный".
      По  уцелевшим  от   времени   деталям   погребального   обряда,
  открываемым при археологических раскопках,  трудно  разгадать  весь
  многообразный ритуал похорон и более или менее полная реконструкция
  его  по  одним  археологическим  материалам  невозможна.   Возьмем,
  например, одну архаичную особенность: покойника на кладбище везли на
  санях. Владимир Святославич скончался в 1015 г. под Киевом 15 июля,
  в разгар лета, но тем не менее "възложыпе и на сани ...".  Владимир
  Мономах говорил о себе, что он  написал  свое  знаменитое  поучение
  детям "на санех седя", т. е. в конце своей жизни, готовясь уехать в
  последний путь. Этнографы зафиксировали эту подробность для  XX  в.
  (Словения),  но  в  тысячах  раскопанных  славянских  курганах  нет
  никакого намека па эту деталь.
      Важным  этапом  похоронных  приготовлений   было   изготовление
  гроба или домовины (гроб тоже называли домовиной). Помимо уцелевших
  до  1930-х  годов  домовин  на  кладбищах  (см.  выше),   в   нашем
  распоряжении есть богатый фольклорный материал.
      Домовина,  как  подобие  дома,  это   --   не   только   деталь
  погребального  обряда,  но  и  выражение  определенных  религиозных
  представлений или, как несколько витиевато выражаются лингвисты, дом
  -- "манифестант позитивного члена этих оппозиций (мертвое -- живое;
  темное -- светлое) воплощает жизнь как таковую" 88.
 ----------------------------------
      88 Невская Л. Г.  Семантика  дома  и  смежных  представлений  в
  погребальном фольклоре. --  В  кн.:  Балто-славянские  исследования
  1981. М., 1982, с. 108.

      В погребальных плачах и причитаниях дому  уделено  значительное
  внимание. Это и реальный дом, покинутый умершим:

             Все сменилось нонь в хоромном строеньице
             Приуныв стоит любимая скотинушка...

             Как заглянула на хоромное строеньице,
             Што строенье приклонилось ко сырой земли,
             Приуныв стоит палата грановитая,
             Припечаливши косевчаты окошечка
             На слезах стоят стекольчаты оконенки... 89

 ----------------------------------
      89 Невская Л. Г. Семантика дома..., с. 106.

      Это и идеальный дом в будущем мире:

             Там построено хоромное строеньицо,
             Прорублены решотчаты окошечка,
             Складены кирпичны теплы печеньки,
             Настланы полы да там дубовые
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-