Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  воскресший увидит солнце в момент восхода. Постепенно устанавливался
  обычай хоронить в гробах или колодах, которые и в XIX в.  именовали
  домовинами.
 ----------------------------------
      82 У радимичей (а частично  и  у  других  племен)  существовала
  также и восточная ориентировка. См.: Седов В. В. Восточные  славяне
  ..., карта № 12.

      Пережитки трупосожжения в  виде  ритуальных  костров  на  месте
  будущего погребения или у могилы ("дымы" XI в.) сохранялись  вплоть
  до конца XIX в.83
 ----------------------------------
      83 Карту трупоположений на кострищах  у  дреговичей,  радимичей
  и кривичей составил В. В. Седов. См.: Седов В. В. Славяне  Верхнего
  Поднепровья М 1970, с. 115, рис. 31.

      Отказ от кремации  во  много  раз  увеличил  количество  вещей,
  сохраненных до вскрытия  курганов  археологами.  Ранее  "милодары",
  положенные с покойником, уничтожались сначала огнем "крады великой",
  а затем временем, а при погребении без огня могли уцелеть украшения,
  головное  убранство,  одежда,  обувь  и  ряд  различных  предметов,
  сопровождавших умершего.  По-прежнему  покойникам  клали  в  могилу
  посуду с едой и питьем,  но  её  количество  никогда  не  было  так
  изобильно, как, например, в богатых черняховских погребениях; обычно
  ставили один-два горшка.

      Женщин  и  девушек  хоронили  в   подвенечном   уборе;   старух
  "опрятывали" более скромно 84.
 ----------------------------------
      84 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 21.

      Переход  от  сожжения  к  простому  захоронению   произошел   в
  основном  на  рубеже  X  и  XI  вв.  Возможно,  что  в   дальнейшем
  специальными разысканиями удастся уточнить эту дату или  определить
  протяженность того отрезка времени, когда происходил этот процесс в
  разных концах Киевской Руси.  Хронологическая  близость  отказа  от
  кремации к  крещению  Руси  (988  г.)  подсказывала  многим  ученым
  сближение этих двух фактов, но, пожалуй, здесь проявляется одна  из
  известных логических ошибок: "post hoc, ergo propter hoc" -- "после
  того, значит, вследствие того". Полвека тому назад, полемизируя  со
  А. А. Спицыным, я писал: "Очень легко толковать этот резкий перелом
  в религиозных взглядах древних славян влиянием христианства --  это
  освобождает от поисков других причин, но христианство ответа все же
  не дает" 85.
 ----------------------------------
      85 Рыбаков Б. А. Радзiмiчi, Минск, 1932, с. 123.

      Этот  тезис  сохраняет  силу  и  поныне.  Отказ   от   сожжения
  наблюдался в первый раз за  пять  веков  до  "рождества  Христова";
  второй раз -- в II -- IV вв., когда  трудно  предполагать  крещение
  половины Черняховского населения и в третий раз переход от кремации
  к трупоположению начался в IX -- X вв. В. В.  Богомольников  указал
  целый  ряд  несоответствий  радимичских   захоронений   требованиям
  церковного канона: положение рук  погребенных  людей,  восточная  и
  северная ориентировка в ряде случаев и др.86
 ----------------------------------
      86 Богомольников В. В. Причины изменения  погребального  обряда
  радимичей -- В кн.: Древности Белоруссии и Литвы. Минск,  1982,  с.
  101.

      Христианские символы (крестики,  нательные  иконки)  появляются
  в русских деревенских курганах не ранее рубежа XII -- XIII вв.
      Кроме того, очень важным аргументом против мнения  о  том,  что
  духовенство будто бы сумело изменить коренным образом  погребальный
  обряд русской деревни уже к началу XI в., является полное отсутствие
  в церковных поучениях темы погребальных костров. В поучениях XI  --
  XIII вв. бичуются ритуальные  пляски,  принесение  жертв  языческим
  богам, моление  под  овином,  в  бане,  почитание  мелких  демонов,
  различные суеверия, но ни разу, ни в одном из поучений не говорится
  о старом языческом обычае сожжения покойников. Церковь, разумеется,
  должна была противодействовать кремации, которая не  согласуется  с
  христианскими канонами, но  во  времена  Владимира  Святого,  когда
  происходила смена обряда, русская церковь была еще очень далека  от
  русской деревни, еще не проникала туда и едва ли  могла  эту  смену
  организовать. Отказ городского населения X -- XI вв.  от  кремации,
  безусловно, прямо связан с принятием христианства.
      Одновременно  с  этим  происходил  повсеместный  распад  старых
  родовых  отношений,  рождалась  соседская  община,  древнее   слово
  "вервь",  означавшее  единство  родственников,  приобретало  новый,
  обратный смысл.  Вот  с  этим-то  широким  социальным  процессом  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-