Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  собой не только имитацию жилища, но воспроизводил целый  поселок  с
  его избами и оборонительным тыном. Идея  родового  поселка-городища
  очень хорошо выражена в этом комплексе.
 ----------------------------------
      79 Ефименко П. П., Третьяков П. И. Древнерусские  поселения  на
  Дону. -- МИА. М.; Л., 1948, № 8.

      Городища   роменско-боршевского   типа   возникли   во    время
  наибольшего натиска мадьярских орд, терроризировавших в начале IX в.
  юго-восточные  окраинные  славянские  племена:  "мадьяры  постоянно
  нападают на славян. И от мадьяр до славян -- два дня пути...  И  на
  крайних пределах славянских есть город (страна)  называемый  ВАНТИТ
  (Вятичи)" 80.
 ----------------------------------
      80 Гардизи. См.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь.... с. 221.

      Боршевские  городища  были  крепостицами  вооруженной   русской
  деревни VIII -- X вв., и погребальный  комплекс  отразил  специфику
  того  беспокойного  времени,  добавив   к   простой   домовине-избе
  оборонительный тын вокруг нее. Донские курганы самой южной  окраины
  земли вятичей дают нам этот интереснейший комплекс  засыпанным  для
  безопасности большой земляной насыпью. На всей остальной территории
  вятичей (примерно около 100 000 кв. км) археолога  не  обнаруживают
  ранних курганов. Их, очевидно, и не было -- хоронили "в столпах, на
  путях, еже творят вятичи и  ныне".  Боршевские  домовины  дают  нам
  представление об этих столпах-избушках, стоявших  в  других  местах
  открыто, без засыпки землей. От такой домовины через 50-100 лет  не
  оставалось никаких заметных следов, и неудивительно, что  археологи
  не могут обнаружить их.
      Обычай хоронить в домовинах,  или  точнее  воздвигать  домовины
  над христианскими могилами, дожил в земле древних вятичей до начала
  XX в.: художник Н. О. Фрейман зарисовал в 1930-х годах кладбище близ
  Солотчинского монастыря на Оке, где над могилами построены домовины
  (см. выше). (Рис. 20).
      Курганный    обряд     погребения     утвердился     у     всех
  восточнославянских племен и  значительно,  на  несколько  столетий,
  пережил древнее трупосожжение. У каждого союза  племен  были  свои
  особенности погребального обряда; иногда некоторые локальные детали
  обряда помогают наметить контуры отдельных племен, вошедших  в  тот
  или иной союз, упомянутый летописцами. Погребальным обычаям  славян
  по  историческим  и  археологическим   данным   посвящена   большая
  литература 81.
 ----------------------------------
      81  См.  например:  Котляревский  А.  О  погребальных   обычаях
  языческих славян; Спицын А. А. Владимирские курганы. -- ИАК,  СПб.,
  1905, вып. 15; Самоквасов Д. Я. Могилы  русской  земли.  М..  1908:
  Арциховский А. В. Курганы вятичей; Рыбаков Б. А. Радзiмiчi.  Минск,
  1932; Рыбаков Б. А. Поляне и северяне -- Сов. этнография, М., 1947,
  вып. VI -- VII; Третьяков П.  Н.  Восточнославянские  племена.  М.,
  1953; Eisner Jan. Rukovet slovanske archeologie. Praha, 1966 s. 311
  -- 454; Русанова И.  П.  Курганы  полян.  М.,  1966;  Седов  В.  В.
  Восточные славяне...

      К  сожалению,  до  сих  пор  нет  еще   исследования,   которое
  объединило  бы   археологические   данные   с   обильным,   но   не
  систематизированным этнографическим материалом.
      Общая тенденция эволюции  русской  погребальной  обрядности  за
  VI -- XIII вв. такова: обряд захоронения погребальных урн с  прахом
  сожженного покойника в деревянных избушках-домовинах, существовавший
  около тысячи лет, сменяется захоронением в курганах-"могылах",  что
  связано (как явствует из географии ранних курганов) со  стремлением
  укрыть и уберечь прах предков от опасности.
      Домовина  с  костями   погребенных   несомненно   повлияла   на
  известнейший фольклорный сюжет -- "избушку  на  курьих  ножках",  в
  которой живет Баба-Яга --  Костяная  Нога,  одно  из  олицетворений
  Смерти.
      Курганы  VI  --  X  вв.  скрыли  от  современников  и  потомков
  погребальные сооружения, но основное содержание  обряда  оставалось
  прежним -- умерший предавался огню, его тело сжигалось  на  большом
  погребальном костре.  Объектом  культа  предков  становилось  место
  захоронения горшка для еды, наполненного прахом предка.
      В IX -- XI вв.  происходит  еще  один  существенный  перелом  в
  религиозном сознании наших предков -- они отказываются от  сожжения
  и  переходят  к  ингумации,  к  простому  трупоположению.   Наличие
  массивной курганной насыпи позволяло хоронить прямо  на  земле  или
  даже в насыпи, но постепенно устанавливается  обычай  вырывать  для
  покойника яму.
      Хоронили  покойников   головою   на   запад82.   Смысл   такого
  трупоположения был в том,  что  глаза  умершего  были  обращены  на
  восток, на восход солнца -- при  ожидаемом  в  будущем  воскресении
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-