Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  комплексы,  а  взаимосвязанные  исторические   этапы,   генетически
  соединенные друг с другом, звенья  единой  цепи,  которые  в  своей
  совокупности отражают исторический процесс во всем  его  конкретном
  многообразии, со всеми периодами подъема или упадка, инертности или
  активного расселения народности. Для доисторической археологии,  не
  имеющей возможности контролировать свои построения данными языка  и
  письменных  свидетельств,   задача   установления   генеалогической
  преемственности культур, различающихся многими  признаками,  сильно
  затруднена. Для исторической же археологии, с каковой мы имеем дело
  в нашем случае, решение этой задачи более  обеспечено  контрольными
  материалами.
      Помимо    хронологической    непрерывности    крайне     важна,
  разумеется, и географическая совмещенность разновременных  культур.
  Она  может  оказаться  неполной,  но  эта  неполнота  должна   быть
  исторически объяснена. Вообще все случаи изменений ареала, изменения
  и скачки в области хозяйства, общественного строя, идеологии, стиля
  искусства должны обязательно рассматриваться на широком фоне  общих
  для очень обширного региона  (во  много  раз  превосходящего  ареал
  изучаемой культуры) явлений. Периоды подъема и  упадка,  расширения
  или  сужения  ареала  археологической  культуры,  зарождение   (или
  восприятие извне) новых черт, видоизменяющих облик культуры, -- все
  это должно быть соотнесено с общеевропейскими явлениями и событиями.
  (Рис. 2).
      Рассмотрим географию нужных нам археологических культур.
      1. "Русская земля" (в узком понимании термина),  выявленная  по
  историческим летописным данным, в VI -- VII вв.  н.  э.  совпала  с
  определенной культурой пальчатых фибул и спиральных височных колец.
  По отношению ко всему  славянству  этого  времени  данная  культура
  занимает крайнее юго-восточное положение.
      2.   По   отношению   к   гипотетической    прародине    славян
  (устанавливаемой   по    лингвистическим,    палеоботаническим    и
  археологическим  данным),  относимой   примерно   к   середине   II
  тысячелетия до н. э., "Русская земля",  отстоящая  от  формирования
  прародины на два тысячелетия, тоже занимает  юго-восточный  участок
  былой славянской прародины. Главное ядро "Русской земли" по  Днепру
  и Роси целиком вписывается  в  ареал  прародины.  Только  восточные
  рубежи "Русской земли" на Левобережье Днепра  продвинуты  несколько
  далее па восток (к Курску  и  Воронежу)  чем  мы  можем  проследить
  праславян времен прародины.
      Дальнейшая задача состоит в  рассмотрении  тех  археологических
  культур,  которые  констатированы  для  этой  самой  территории   в
  промежутке между  сложением  прародины  славян  и  пространственным
  обозначением "Русской земли" в VI в.
      3. На рубеже бронзового и железного веков  в  интересующей  нас
  восточной части славянского мира, в рамках прародины  выявлена  так
  называемая  чернолесская  культура   киммерийского,   предскифского
  времени. Чернолесская культура является  дальнейшим  развитием  так
  называемой белогрудовской, которая в свою очередь вырастает из  той
  широкой    археологической    общности,    которая     представлена
  тшинецко-комаровской культурой, принятой нами за прародину славян.
      Качественное    отличие    чернолесской    культуры    Среднего
  Поднепровья от белогрудовской объясняется появлением такого важного
  фактора прогресса, как железо, широко  распространенного  именно  в
  лесостепной и в лесной зоне.
      Географически   чернолесская   культура,   во-первых,   целиком
  умещается на восточной половине славянской прародины, а  во-вторых,
  удивительно  точно  совпадает  с  областью   архаичных   славянских
  гидронимов (по О. Н. Трубачеву) 8. Никогда в другое время  ни  одна
  культура  не  дает  на  карте  такого  своеобразного  рисунка,  как
  чернолесская.   Тем   доказательнее   её   совпадение   с   ареалом
  праславянских гидронимов. Отношение чернолесской культуры к будущей
  "Русской земле" таково: основное днепровское ядро "Русской земли" и
  часть  Левобережья  (Ворскла)  покрыты   памятниками   чернолесской
  культуры, а на Правобережье чернолесская культура  распространяется
  (в границах славянской прародины) и далее на запад, охватывая и  те
  области, где в дальнейшем сложилась, очевидно,  тоже  праславянская
  милоградская культура, в значительной мере (в  своей  южной  части)
  базирующаяся на землях прародины 9.
 ----------------------------------
      8  Рыбаков  Б.  А.   Геродотова   Скифия.   М.,   1979.   Карта
  чернолесской  культуры  и  праславянских  гидронимов  на  с.   197.
  Единственное превышение ареала  гидронимов  относится  к  верховьям
  Днестра.
      9 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. Карта на с. 191.

      4. "Скифская" культура получила  свое  название  в  отличие  от
  других не по первому месту раскопок, а по историческому  осмыслению
  культур, синхронных упоминанию скифов в VII --  IV  вв.  до  н.  э.
  Описывая Скифию V в. до н. э., Геродот,  как  известно,  очертил  в
  Восточной Европе огромный квадрат 700  х  700  км.  Южной  стороной
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-