|
или, говоря летописными терминами, "Полян, яже ныне зовомые Русью"
и левобережных Северян.
У этого мощного племенного союза было два внешних
устремления: одно направление вело на северо-восток, к средней Оке,
где впоследствии возникает Рязанское княжество, а другое,
юго-западное, отражало участие среднеднепровских русов в
общеславянском движении к северным рубежам Византийской империи.
Здесь, на левом берегу Дуная, встречаются пальчатые фибулы
днепровского типа, что соотносится с городом на Дунае -- Русе.
Сочетание историко-топонимических данных XI -- XIII вв. с
археологическими VI-VII вв. позволило нам углубить проблему
происхождения Руси на три-четыре столетия от Киевской Руси. В
дальнейшем ретроспективном поиске у нас не будет столь надежной
поддержки письменных источников, и основным материалом останется
только археологический, которому, при всей его ценности, присущ
целый ряд минусов. Во-первых, археологические культуры исторически
безымянны и не могут быть соотнесены с этносами прямолинейно, так
как одна общая материальная культура может принадлежать разным
народам. Или, наоборот, единый народ в разных своих частях может
создавать в зависимости от условий (природных или международных)
разные, несходные между собой формы быта, отражающиеся в разных
археологических культурах. Во-вторых, следует сказать, что в
какой-то мере задача использования археологических материалов для
этногенических построений усложнена самими археологами,
фетишизирующими некоторые археологические категории (особенно
глиняную посуду). Нередки случаи, когда исследователи объясняют
любой перерыв в плавной эволюции тех или иных форм предметов или
построек исчезновением данного народа, а появление новых форм --
приходом нового населения. При этом появление пришельцев находит
какое-то объяснение, а "исчезновение" обычно кратко констатируется.
Далеко не всегда археологами учитываются такие
общеевропейские события, как нашествие сарматов или гуннов,
расширение Римской империи, падение Рима, великое переселение
народов (в том числе и славян) . которые несомненно влияли как на
уровень развития, так и на облик культуры.
Еще одним, правда лишь терминологическим, минусом является
принцип обозначения археологических культур. Обычно культуры
получают научное наименование по месту первых раскопок (деревня,
урочище), которое при дальнейших исследованиях может оказаться
периферийным по отношению к культуре в целом. Когда впервые
обобщается безымянный, не получивший единого названия материал, то
часто вводится объективное наименование по географическому принципу
(река, бассейн реки, административная единица), а иногда
исследователи вводят в название той или иной культуры свои научные
воззрения, субъективно сопоставляя культуру с каким-либо древним
народом или этнической общностью.
Выделение археологических культур является важным звеном
исследования, но, к сожалению, нередко историческое осмысление
археологических материалов искусственно расчленяется по замкнутым в
себе культурам. А это мешает познанию исторического процесса в его
динамике. Видоизменение археологической культуры одного и того же
населения подменяется "сменой культур", под которой часто
подразумевается смена населения. Очень часто истинной причиной
изменения общего облика археологической культуры оказывается то или
иное новое историческое явление, какие-то крупные катаклизмы, и
хронологические рубежи культур бывают прямым следствием этих
явлений. Однако при изолированном изучении одной культуры без учета
критических переломных моментов в судьбе народа неизбежно теряется
историческая перспектива.
Нам в нашем поиске корней среднеднепровской Руси придется
иметь дело со следующими археологическими культурами:
Черняховская (по селу Черняхово на Киевщине); Зарубинецкая
(по селу Зарубинцы в излучине Днепра); "Скифская" и милоградская;
Чернолесская (по урочищу Черный лес).
Географическое положение этих культур показано на картах, а
их хронологическое соотношение видно из следующей таблицы: <см. файл
rybakyt1.gif>.
Как видим, интересующие нас культуры хронологически плотно
смыкаются друг с другом и только в одном случае сосуществуют, но это
происходит, как увидим, в разных географических областях.
Кроме того, как установлено археологами, занимающимися той
или иной культурой в отдельности, каждая интересующая нас
археологическая культура как бы вырастает из предыдущей, уходит
своими корнями в более раннюю культуру этой же области, хотя и
создает новые виды поселений, материальной культуры, обрядности, что
и позволяет выделять этот новый этап в качестве особой (но не
обособленной!) археологической культуры. У нас почти не обращалось
внимания на то, что все поименованные археологические культуры
представляют собой не изолированные, взятые вне исторического
контекста, самостоятельно зародившиеся (или "появившиеся")
|
|