Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
 ----------------------------------
      74 Седов В. В. Длинные курганы кривичей, с. 35.

      Не  менее  интересными  представляются   своеобразные   курганы
  ильменских словен, называемые сопками -- от старого глагола "съпати"
  -- сыпать 75.
 ----------------------------------
      75 Седов В. В. Новгородские сопки. М., 1970.

      Размеры  новгородских  сопок  значительно  больше,   чем   всех
  других деревенских древнерусских курганов: если корчакские  курганы
  едва превышали 1 м, то здесь нормальным размером были курганы в 3-5
  м высотой, а нередко встречались сопки высотою в 10 и более метров,
  равнявшиеся по высоте трехэтажному дому. Диаметр сопок  в  5-6  раз
  превышал диаметр волынских корчакских индивидуальных курганов. Сопки
  окружались у подножья кольцом из огромных валунов. По  форме  сопки
  близки  к  усеченному  конусу;  верхняя  плоская  площадка   иногда
  увенчивалась вымосткой из камней.
      Как   погребальное   сооружение,    как    место    постоянного
  общеродового культа предков, сопки новгородских словен  были  очень
  импозантны. Как правило, близ селения возвышалась одна-две сопки  и
  редко количество их на одном кладбище превышало 5-7  насыпей  (7%).
  Сопки были местом долговременного многоразового  захоронения  праха
  сожженных на стороне покойников. (Рис. 19).
      Под   насыпями   этих   величественных    курганов    погребены
  деревянные  домовины  и  каменные  вымостки,  по   своему   размеру
  соответствующие домовинам.  Таких  погребальных  сооружений  бывает
  несколько. Известны  сопки  с  троекратной  подсыпкой;  каждый  раз
  вершина кургана увенчивалась или каменной вымосткой в виде  алтаря,
  на который укладывался прах сожженного или же просто высыпанными на
  нее кальцинированными костями сожженного покойника. Через некоторое
  время производилась новая досыпка кургана с новой вымосткой-алтарем,
  а затем еще одна дополнительная вымостка,  оставшаяся  незасыпанной
  (Марфино. Сопка № 1).  В  таких  случаях  можно  предполагать,  что
  сооружение подобной огромной насыпи было делом двух-трех поколений.
  Иногда  поступали  проще:  при  повторных  погребениях  раскапывали
  западный сектор сопки, ссыпали туда прах новосожженных и закапывали
  полу кургана снова.
      Хоронили прах как в урнах, так и без них. Датируются  сопки  по
  инвентарю VI -- IX вв.76
 ----------------------------------
      76 Седов В. В. Восточные славяне, с. 28 -- 31.

      Большой   интерес   с   точки   зрения   языческих    верований
  представляет сожжение (или иногда захоронение) вместе с  покойником
  различных животных как домашних (конь, корова, баран, собака) , так
  и диких (медведь, заяц) и птиц, из которых опознан  орел.  Медвежьи
  когти, находимые  в  сопках,  заставляют  вспомнить  многочисленные
  упоминания в русском фольклоре отрубленной медвежьей лапы 77. Культ
  зайца известен нам не только по табу  на  него  в  русской  деревне
  вплоть до XIX в., но и по летописным данным (см. ниже).
 ----------------------------------
      77 Подробнее см.: Рыбаков Б. А. Язычество  древних  славян,  с.
  102 -- 107.

      Появившись  в  VI  в.  в  эпоху  медлительного  расселения   по
  большому пространству лесов и стремительных  походов  через  степи,
  обряд захоронения трупосожжений под курганными насыпями  постепенно
  стал общеславянским и продержался несколько  столетий.  Кое-где,  в
  далеких и  безопасных  местах  вроде  земли  вятичей,  курганы  над
  деревянными домовинами появились только на самой окраине  племенной
  территории в X в., а на  остальной  земле  обычай  насыпать  курган
  возник не ранее рубежа XI -- XII в. Летописец  Нестор,  писавший  в
  самом начале XII в., говорил только о сожжении, насыпании  праха  в
  урну, захоронении урны в домовине ("еже творят вятичи и ныне"),  но
  ни словом не упоминал курганы. Археология подтверждает, что курганы
  у вятичей на всей их земле  появились  поздно,  что  летописец  был
  прав78.
 ----------------------------------
      78 Арциховский А. В. Курганы вятичей.

      Окраинные курганы  вятичей,  обнаруженные  П.  П.  Ефименко  на
  стыке вятичей и северян у Верхнего Дона близ Воронежа, представляют
  интерес благодаря хорошей  сохранности  деревянных  конструкций.  В
  боршевских  курганах  обнаружены  деревянные  домовины,  обнесенные
  круговым тыном из коротких столбов-плах 79. В хорошо  сохранившихся
  срубных домовинах находилось по несколько урн с  прахом.  Курган  и
  домовина внутри него использовались  многократно,  являясь,  как  и
  новгородские   сопки,   родовым   кладбищем.   Каждый    боршевский
  погребальный комплекс с его домовиной п круговой оградой представлял
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-