|
части исконной славянской территории на Волыни. Здесь, в области
корчакской археологической культуры, курганный обряд погребения
появляется в VI в. Курганы располагаются двумя группами: одна в
верховьях Тетерева, Случи и Горыни, а другая, много западнее, в
бассейне Западного Буга 67.
----------------------------------
67 Русанова И. П. Славянские древности VI--IX вв. между
Днепром и Западным Бугом. М., 1973. Карта на табл. 3, с. 55.
Обе группы корчакских памятников разделены пустым
пространством между реками Стырем и Горынью. Следует обратить
внимание на то, что именно в этом пространстве, именно между Стырем
и Горынью, размещались памятники вельбарской культуры,
отождествленные мною для данного участка с дулебами 68.
----------------------------------
68 Баран В. Д. Черняхiвська культура, с. 16. Карта рис. 2.
Сюда, на дулебский племенной союз, был направлен удар
аварской орды в VI в. Дулебы ушли на запад к верховьям Эльбы и на
Средний Дунай. Оставшиеся на месте славянские племенные союзы бужан
и волынян (возможно, слившиеся впоследствии) устояли против натиска
"обров" -- авар и обезопасили священные селения предков засыпкой их
могильными курганами. Нечто подобное произошло и в земле
приднестровских хорватов: часть племен этого союза продвинулась
(вероятно, тоже по причине опасности) на запад к верховьям Одера и
Эльбы, а большинство добралось до Адриатики. Внешняя опасность
появилась здесь раньше (возможно -- проход гото-гепидских племен?),
и сооружение курганов, защищающих прах предков, началось уже в III
-- IV вв. Конструкция этих курганов с их огненными
кольцами-"крадами" разобрана выше.
Близка к карпатским курганам и конструкция соседних с ними
волынских курганов корчакской культуры 69. Здесь небольшие (3,5-4,5
м в диаметре) невысокие насыпи прикрывают обгоревшие домовины, от
которых остались угловые столбы и горизонтальные плахи. Размеры
домовин: от 80 х 120 см до 150 х 200 см. Изготовлены они были не
слишком фундаментально; возможно, что это был каркас из плах и
жердей, воспроизводивший только общие контуры жилища 70. Сожженный
на стороне прах в урне или чаще без урны помещался внутри домовины.
В некоторых случаях хорошо прослеживается круговая канавка с углями
-- остатки кругового погребального костра-"крады", устроенного
вокруг деревянной домовины-"столпа" (курган № 5 в Мирополье). В этом
случае есть и третий элемент летописного описания обряда, кроме
крады и столпа, -- "сосуд мал", погребальная урна.
----------------------------------
69 Русанова И. П. Славянские древности..., с. 29 и 94, табл.
42.
70 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 33.
71 Седов В. В. Восточные славяне в VI -- XIII вв. Археология
СССР. М., 1982, табл. XXV. XVI, XXXVIII, XLIV, XLV. Карты № 8-9;
11-27; 33-34.
Восточнославянский обряд VI--XIII вв. очень тщательно изучен
и подробно картографирован В. В. Седовым в его обобщающей работе.
Наиболее детально В. В. Седовым изучены курганы смоленских и
псковских кривичей72. Это своеобразные длинные насыпи, прикрывающие
собою не одно, а много разновременных трупосожжений. Насыпи делались
овальными и длинными, достигая иной раз 30-60 м при ширине в 8-12м.
(Рис.18).
----------------------------------
72 Седов В. В. Длинные курганы кривичей. М., 1974.
Перед насыпкой кургана на его будущей площадке разводился
большой костер, но сожжение трупа производилось не на нем, а на
стороне. Прах иногда ссыпался в урну, а чаще -- просто в ямку или
разбрасывался по площади кургана. Повторные, более поздние
захоронения тоже делались или в ямках или же прямо на поверхности
уже насыпанного кургана.
Интересной особенностью являются ритуальные костры,
разводимые в ровиках уже сооруженной насыпи. Они объясняют нам место
из жития Ярослава Муромского, где говорилось, что на похоронах его
сына "ни тризнища, ни дымы, ни битвы не творяху" 73.
----------------------------------
73 См. выше, с, 89.
Длинные курганы кривичей, насчитывающие иногда свыше двух
десятков захоронений, очевидно, являются родовыми усыпальницами,
пополнявшимися на протяжении нескольких поколений.
Древнейшие длинные курганы появились на Псковщине в VI -- VII
вв. н. э., а затем они распространились и по Смоленской земле и по
Полоцкой (VII -- VIII вв.). "Массовое захоронение в валообразных
насыпях прекращается в IX в. ..." 74.
|
|