Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
                          Восточные славяне

      Середина I тысячелетия н. э. была переломной  эпохой  для  всех
  славянских племен Центральной и особенно  Восточной  Европы.  После
  нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого
  расселения славян. Они двигались и на  северо-запад  к  Балтийскому
  морю и на северо-восток к Ильменю и Верхней Волге, но главным  было
  неудержимое поступательное движение на юг, к Дунаю и за Дунай "через
  поля на горы", путь, нацеленный на такой ориентир,  как  знаменитый
  "Tropheum Trajani" -- "тропу Трояню" в Добрудже и далее  до  самого
  юга  Балканского   полуострова,   а   на   западе   до   Адриатики.
  Преодолевалось сопротивление Византийской империи, из двух  потоков
  складывалась  новая  ветвь  славянства  --  южная.   Перекраивалась
  этническая  карта  Европы.  Для  осуществления  этого   требовалось
  вовлечение в процесс передвижения огромных масс славянства. Процесс
  этот изучен еще не во всех деталях,  но  уже  сейчас  ясно,  что  в
  заселении  Балканского  полуострова  принимали  участие  не  только
  окраинные южные племена, ближе всех расположенные к Византии, но  и
  весьма отдаленные, находившиеся где-то по соседству с  литовцами  и
  латышами и частично смешавшиеся с ними. Продвижение с севера на  юг
  началось еще в черняховское время; северные  славянские  (а,  может
  быть, вместе с ними и  балтские?)  племена  продвигались  к  кромке
  лесной зоны, возможно,  привлеченные  тем  благоденствием,  которое
  обеспечивали их лесостепным соседям "трояновы века" мирной торговли
  с  Римом.  Археологически  это  отразилось  в  появлении  на  смену
  позднезарубинецкой культуре новой культуры киевского типа.
      После   гуннского   нашествия   и   падения   Рима   неизбежным
  следствием этих событий был упадок благоденствия, понижение  уровня
  бытовой  обстановки,   которые   обычно   называют   "исчезновением
  черняховской культуры". В VI-VII вв. в  лесостепи  и  в  предстепье
  накопились значительные массы славян, продвигавшихся непосредственно
  к  дунайской  границе  Византии.  Это  так  называемая  пепьковская
  культура, справедливо сопоставляемая с антами древних авторов VI в.
      После  приостановки  процесса  заселения  Балкан,  связанной  с
  приходом в степи в VI в. новых орд тюркских кочевников  и  натиском
  этих кочевников на славян, возобновилось расселение славян на север
  и северо-восток, их внедрение в литовско-латышскую и финно-угорскую
  среду. Внедрение это не было ни завоеванием, ни вытеснением местного
  населения.   Это   было   мирное   и   постепенное    проникновение
  славян-земледельцев в  необъятные  пространства  лиственных  лесов,
  сравнительно редко заселенные. В результате  соседского  размещения
  славянских и неславянских поселков местное  население  со  временем
  ассимилировалось. Особенно ярко мирный симбиоз славян и финно-угров
  виден на примере курганов на северо-востоке славянского расселения:
  в широкой полосе Верхнего Поволжья  славянский  погребальный  обряд
  X-XII вв. -- курганы -- устойчиво  сочетается  с  типично  финскими
  ("чудскими") шумящими привесками.
      Медлительный,  но  непрерывный  процесс  расселения  славян  по
  лесной зоне, выражавшийся известной формулой В. О.  Ключевского  --
  "внук умирал не там, где дед", -- приводил к существенному изменению
  внешней  формы  культа  предков:  каждое  новое  поколение  славян,
  врубавшихся своими подсеками и лядинами в лесные чащи, все дальше и
  дальше уходило от своих предков, захороненных в домовинах-избушках,
  образовывавших кладбища в сотни "столпов".
      С уходом потомков "селения  мертвых"  оставались  беззащитными;
  для новых пришельцев они оказывались не "дедами",  а  "навьями"  --
  чужими, а потому потенциально враждебными мертвецами. В случае любой
  хозяйственной невзгоды  новые  люди  могли  заподозрить  враждебный
  умысел навий и осквернить, уничтожить старое кладбище с  домовинами
  чужих для них предков.
      Возникает  идея  захоронения  праха  под   большими   округлыми
  насыпями -- курганами, которые на древнерусском  языке  именовались
  могилами ("могыла").  Земляная  насыпь,  округлая,  как  видимый  в
  открытом поле кругозор (а, возможно, и  имитирующая  его),  надежно
  прикрывала захороненный в её глубине прах предка.  В  ряде  случаев
  курганной насыпью засыпали стоящую на земле домовину, оберегая её от
  воздействия чужих людей.
      Высказанное выше  полностью  подтверждается  картой  древнейших
  курганов восточных славян: в VI в. н. э. на большей части  исконной
  славянской территории курганов нет --  славяне  находятся  в  своей
  родной среде и не беспокоятся о судьбе родовых кладбищ.
      В  то  же  самое  время  в   зоне   активной   северо-восточной
  колонизации славян в финно-угорскую  среду  здесь  одновременно  со
  славянами-колонистами появляются захоронения в  курганных  насыпях.
  Кривичи вокруг Смоленска и Пскова и словене  вокруг  озера  Ильменя
  хоронили прах предков под длинными могильными насыпями (кривичи) или
  под  огромными  высокими  сопками  (словене  новгородские).  Здесь,
  несомненно,  упрятывание  останков  в  земляные  насыпи  связано  с
  процессом расселения в инородной "чудской" среде.
      С острой  внешней  опасностью  связано  появление  курганов  на
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-