Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  вещами: золотыми ювелирными изделиями с ложной зернью и филигранью,
  украшенными  вставками   из   самоцветов,   импортными   бронзовыми
  кувшинами, ковшами  и  чашами  римского  изготовления,  сарматскими
  котлами, краснолаковой посудой, бусами, геммами, золотыми  бляшками
  и  диадемами.  Возможно,  --  продолжает  исследовательница,  --  в
  сарматскую эпоху  население  здесь  было  местным;  изменился  лишь
  характер материальной культуры" 63.
 ------------------------------
      63 Вязьмитина М. И. Сарматские курганы. --  В  кн.:  Археологiя
  УРСР, Київ, 1971, с. 192.

      Вывод М. И. Вязьмитиной в высшей  степени  интересен  и  важен.
  Мы уже ознакомились выше с тем, что в этих самых местах в  скифское
  время  существовало  обрядовое  разведение  огромных  костров   над
  могилами с трупоположением, от жара которых обугливалась деревянная
  домовина. В тех курганах тоже была похоронена знать и  у  нее  тоже
  было оружие степных типов и южные украшения. Различие в том, что  в
  VI -- IV вв. до н. э. славянской (сколотской) знатью заимствовались
  элементы скифской культуры, а в I в. н. э. воспринимались  элементы
  культуры новых хозяев степей -- сарматов. Есть и еще одно отличие --
  сожжение деревянных домовин в скифское время  наблюдалось  на  всей
  земле сколотов: и в низовьях Роси и на Тясмине и на  Южном  Буге  и
  Днестре и даже на Припяти в земле невров. В сарматское  время  этот
  обряд, сочетающий трупоположение самого покойника  с  торжественным
  погребальным костром, возродился  лишь  в  Среднем  Поднепровье,  у
  потомков  тех  борисфенитов,  которые  составляли   основное   ядро
  сколотских земель. Это возрождение, вероятно,  связано  с  выросшим
  заново славянским всадничеством, с возобновлением подражания  южным
  соседям, с которыми вновь стала торговать среднеднепровская знать.
      В черняховское  время  обряд  погребения  в  славянских  землях
  продолжает оставаться двойственным: сосуществуют одновременно (часто
  на одних и тех же кладбищах) как трупосожжения,  так  и  ингумация.
  Сожжение преобладает в тех северных лесных районах, которые остались
  на стадии зарубинецкого быта. В лесостепной, собственно черняховской
  зоне, по подсчетам В.  Д.  Барана,  изучившего  статистически  2104
  погребения,  отношение  захоронений  кремированных   покойников   к
  несожженным 2:3. Процент  трупоположений  сильно  возрос,  что,  за
  неимением лучшего объяснения, связывают с  сарматским  влиянием.  В
  небольших  долях  на  южной   и   юго-западной   окраине   основной
  черняховской области присутствуют признаки  старой  или  чужеземной
  обрядности: скорченные трупоположения (4% от общего числа, архаизм),
  катакомбы  (2%;  сарматы),  ямы  с  заплечиками  (5%;  левобережный
  признак), повторный обжиг посуды при трупосожжениях (3%; пшеворский,
  западнославянский признак).
      Захоронения   сожженного   праха   производились,   как   и   в
  зарубинецкое время, то в урнах, то просто в неглубоких ямках. "Черты
  погребального ритуала зарубинецкого типа  прослежены  не  только  в
  северной (лесостепной) части Черняховского ареала, но и на  Верхнем
  Днестре и в порожистой части Днепра"64. (Рис. 17).
 ----------------------------------
      64 Баран В. Д. Черняхiвська культура. Київ, 1981, с. 71.

      Что  касается  трупоположений,  то   антропологи   прослеживают
  более  глубокие  связи  с  местным   среднеднепровским   населением
  скифского времени65.  К  сожалению,  обряд  сожжения  не  оставляет
  костных материалов, и антропологи лишены возможности сопоставлений.
      Наличие   двух,   сильно   разнящихся   обрядов   --   простого
  захоронения   и   кремации   --   трудно   поддается    объяснению.
  Хронологических различий в  двух  обрядах  нет;  они  одновременны.
  Географическое различие относительное -- трупоположения преобладают
  в южной полосе, но и там они сосуществуют с сожжениями.  Этнические
  различия можно предполагать, но следует помнить, что у праславян еще
  в период первичного формирования славянского единства, в  бронзовом
  веке сосуществовали оба обряда, примерно в равном  соотношении.  На
  той же территории в  скифское  время  продолжали  существовать  как
  кремация, так и ингумация (часто с  пережитками  сожжения),  причем
  ингумация, как и в черняховское время, четко тяготела к южным, более
  развитым районам праславянского мира. После зарубинецкого интервала,
  связанного  с  сильным  понижением  уровня  культуры,  на  той   же
  территории  повторилась  знакомая  нам   ситуация:   жители   более
  примитивного  севера   предпочитали   трупосожжение,   а   на   юге
  предпочтение отдавали захоронению без сожжения.
 ----------------------------------
      65 Алексеева Т. И. Этногенез восточных  славян.  М.,  1973,  с.
  256.

      Возможно, что разгадка возврата  к  ингумации  в  южных,  бурно
  развивавшихся  районах  лесостепной  зоны  черняховской   культуры,
  связана не только (и не столько) с соседством с сарматами,  которые
  действительно  не  знали  кремации,  а  с   какими-то   внутренними
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-