Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  Как уже говорилось выше,  нам  известны  и  сосуды,  которые  могли
  являться такими "таргелосами", но они найдены только на поселениях,
  а не в могильниках: ритуальный сосуд  оставался  живым,  а  умершим
  ставилось его точное подобие -- обычный бытовой горшок.
      Обряд   трупоположения   без   сожжения   был   исключением   в
  похоронной обрядности славян  зарубинецкого  времени.  Своеобразным
  является захоронение одних только голов трупов; с этими отчлененными
  от туловища черепами найден богатый инвентарь.
      К концу зарубинецкого времени в Среднем Поднепровье  (I  в.  н.
  э.) на Каневщине появляется обряд трупоположения 59, который вскоре,
  при переходе  славянской  культуры  на  Черняховский  этап,  станет
  господствующим,  как  и   в   скифское   время.   Среди   каневских
  трупоположений   есть   парные,   что,   по    всей    вероятности,
  свидетельствует об известном  социальном  преимуществе  погребенных
  мужчин,  так  как   обычно   жен   (рабынь)   хоронили   вместе   с
  представителями социальной верхушки.
 ------------------------------
      59 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура, с. 54.

      В связи с  ростом  социальной  дифференциации  в  I  в.  н.  э.
  представляется очень важным рассмотрение так называемых  сарматских
  курганов, возникших  в  это  время  на  старых  сколотских  землях,
  покрытых  к  моменту  захоронений  в  этих   курганах   памятниками
  зарубинецкой культуры эпохи её расцвета.
      Курганы размещены на Каневщине  по  левому  берегу  Роси  и  по
  Тясмину и Тикичу в тех местах, где зарубинецкая культура, во-первых,
  во всей полноте  проявила  свой  земледельческий  характер  (просо,
  пшеница разных сортов, полба, ячмень, горох, рожь, конопля)  60,  а
  во-вторых, в наибольшей мере  обнаружила  свои  связи  с  античными
  городами Причерноморья: здесь (особенно на Роси) найдено наибольшее
  количество предметов импорта из греческих центров: посуда, амфорная
  тара, стекло, монеты 61.
 ------------------------------
      60  Пачкова  С.  П.,  Янушевич  3.   Р.   Землеробство   племен
  зарубинецької культури. --
      В кн.: Слов'яно-руськi старожитностi. Київ, 1969, с.  5,  карта
  рис. 1. 61 Поболь Л. Д. Славянские древности ..., т. III, рис.  5а,
  с. 36. Карта.

      Вполне  естественно,  что  именно   в   этих   местах   прежних
  сколотских царств по Борисфену, жители которых являлись обедневшими
  наследниками богатой сколото-скифской культуры, ранее всего  начнут
  преодолеваться  последствия  сарматского  нашествия.  У  славянской
  племенной знати Среднего Поднепровья завязались связи с  сарматами.
  По свидетельству  Тацита,  современника  последней  стадии  (стадии
  расцвета) зарубинецкой культуры, венеды были  соседями  сарматов  и
  даже смешивались с ними. География походов венедских дружин говорит
  о  том,  что  Тацит  подразумевал   не   западную   (пшеворскую   в
  археологическом смысле), а именно восточную, зарубинецкую  половинy
  славянского мира: "Венеды заимствовали многое  из  их  (сарматских)
  обычаев, ибо они простирают свои разбойничьи набеги на все  леса  и
  горы, возвышающиеся между Певкинами и Феннами" 62.
 ------------------------------
      62 Тацит. Германия. -- ВДИ, 1949, № 3, с. 222.

      Фенны,  не  знающие  земледелия  и  изготовляющие   для   охоты
  костяные стрелы, -- жители далекого северо-востока Европы, а певкины
  -- обитатели острова Певка в дельте Дуная. Воевать  именно  в  этих
  двух  направлениях  могли   только   восточные   славяне-зарубинцы,
  поселения которых  доходили  в  направлении  "феннов"  (может  быть
  балтов) до Верхнего Днепра у Смоленска, а на юге  до  смешанных  по
  своему  этническому  составу  каменных  крепостей  Нижнего  Днепра.
  Славянские дружины  вступали  в  военные  союзы  с  сарматами,  что
  отразилось в римской дорожной  карте  III  в.  н.  э.  как  надпись
  "венедо-сарматы", помещенная  в  степях  севернее  Дуная.  Сведения
  Тацита интересны и в другом отношении: славяне в конце I в.  н.  э.
  могли совершать столь далекие походы, могли организовать и снарядить
  дружины, которые  не  только  воевали  в  лесах,  но  и  пересекали
  южнорусские степи и оказывались на островах дунайской дельты у стен
  римских  городов.  Это  --   свидетельство   вновь   возродившегося
  социального  неравенства,  роста  дружин,  возрождения  сколотского
  всадничества, умаленного двухвековым сарматским игом.
      В свете этих соображений особый  интерес  представляют  курганы
  эпохи Тацита, вкрапленные в гущу зарубинецких поселений на  Роси  и
  Тясмине,  в  полном  отрыве  от  степных  сарматских   могильников.
  "Наиболее значительными являются памятники, главным образом I в. н.
  э., выявленные в днепровском Правобережье. На Каневщине и в бассейне
  Тясмина преобладают курганы  с  могилами,  где  по  старому  обычаю
  строились деревянные столбовые гробницы. Нередко  их  в  ритуальных
  целях сжигали  ...  Большинство  погребенных  сопровождено  ценными
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-