Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Прах хоронили или в урнах или же просто в  ямах.  Ямы  для  урн
  были  небольшими,  округлыми;  ямы  безурновых   захоронений   были
  овальными, примерно в рост человека.  Ямные  могилы  преобладали  в
  северных районах, урновые погребения в южных. Е. В. Максимов сделал
  очень интересное наблюдение  относительно  ориентировки  безурновых
  могил: они располагались в зависимости от направления берега  реки.
  В Среднем Поднепровье  --  перпендикулярно  к  реке,  а  в  Верхнем
  (Чаплинский могильник) -- параллельно берегу реки. Прах насыпался в
  первом случае в ту часть могилы, которая ближе к реке, а во  втором
  -- в ту часть, которая лежала вниз по течению 54.
 ------------------------------
      54 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура. Киев, 1980, с. 53.

      Это вводит нас в очень интересные верования  древних  славян  о
  связи представлений о потустороннем мире с водой, с течением реки.
      В Чаплинском могильнике встречаются  большие  круглые  могилы  с
  двумя сосудами (не урнами); очевидно, это -- парное сожжение55.
 ------------------------------
      55 Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии.  Минск,  1973,
  т. II, погр. 58, 63, 110.

      В   настоящее   время   никаких    наземных    признаков    над
  зарубинецкими могилами нет, но исследователи  давно  отметили,  что
  порядок  расположения  могил  на   каждом   зарубинецком   кладбище
  свидетельствует о том, что первоначально могилы отмечались наземными
  постройками, от которых иногда сохраняются столбы. Примером  такого
  упорядоченного кладбища может быть самый крупный из  исследованных,
  Чаплинский могильник на правом берегу Днепра между устьями Березины
  и Сожа (282 могилы) 56.
 ------------------------------
      56 Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии.  Минск,  1971,
  т. I; 1974, т. III. Общий план -- рис. 12.

      Здесь есть могилы, тесно  соприкасающиеся  одна  с  другой,  но
  нет ни одной могилы, которая перерезала бы более раннюю. Несомненно,
  что первоначально над  каждой  могилой  была  построена  деревянная
  домовина, "столъпъ", охранявшая целостность погребения. Кладбище из
  нескольких сотен домовин представляло собою целый "город  мертвых",
  "некрополь" в прямом смысле слова.
      Судя по Чаплинскому могильнику,  такой  город  начинался  почти
  у самого въезда в городище и тянулся на 300 м от ворот  поселка  по
  берегу реки. (Рис. 16).
      Невольно   вспоминается   фраза   летописца    о    том,    что
  славяне-язычники после сожжения покойника ставили урну с  прахом  в
  домовину "на путех". Здесь действительно путь в  поселок  вел  мимо
  селения умерших предков или даже через кладбище: на плане ощущается
  идущая от въезда вдоль берега неширокая полоса, не занятая могилами;
  она и могла быть древней  дорогой  из  городища,  тем  "путем",  по
  сторонам которого располагались домовины умерших "дзядов" 57.
 ------------------------------
      57 "Путь" шириною в 5-6  м  начинался  от  въезда,  доходил  до
  ограды кладбища (на плане -- черные овалы) и  далее  шел  так,  что
  справа от идущего из городища оставались домовины: № 7, 3, 15,  17,
  32, 31, 255, 40, 74, 82, 69, 87, 99, 120, 121. Слева домовины: № 5,
  8, 13, 269, 266, 259, 78, 79, 90, 83, "О, 84, 105, 111,  116,  122,
  129. Около домовин № 86 и 105 дорога  сворачивает  влево,  в  обход
  болота, показанного на плане.

      Интересно  наблюдение  над  выбором  места  для   кладбища.   В
  Чаплине кладбище располагалось на  том  же  берегу  непосредственно
  рядом с городищем; в других случаях  выбирались  "ближайшие  отроги
  плато,  сходные  по  внешнему  виду  с  местностью,   занятой   под
  поселение". "Видимо, могильники должны были находиться в местности,
  которая не отличалась от местоположения поселения" 58.
 ------------------------------
      58 Максимов Е. В. Зарубинецкая культура, с. 51.

      Идея  жилища,  связанного  с  потусторонней   жизнью   предков,
  проявлялась не  только  в  том,  что  надмогильному  сооружению  --
  столпу-саркофагу  --  придавалась  форма  жилого  дома,  но  и  вся
  совокупность жилищ предков должна была воспроизводить облик поселка
  живых.
      Инвентарь, сопровождавший умерших, небогат:  посуда  с  едой  и
  питьем (горшок, миска, кружка), украшения, пряслица; в северной зоне
  зарубинецкой культуры, где происходило соприкосновение с балтийскими
  племенами,  в   могилах   встречается   оружие   (копья,   топоры).
  Погребальными урнами служили обычные печные горшки для варки  пищи,
  что свидетельствует о том, что рассмотренная выше идея  "священного
  горшка", "горшка для варева из первых плодов",  полностью  вошла  в
  систему культа предков приднепровских славян зарубинецкого времени.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-