|
его сына Михаила, убитого язычниками, говорится, что "погребаемy
князю Михаилу ни тризнища, ни дымы, ни битвы не творяху" 44.
------------------------------
43 Соловьева Г. Ф. Славянские курганы..., рис. 1, № 3 -- 4.
44 Толстой М. В. Книга глаголемая описание о российских
святых. М., 1888, с. 244; Срезневский И. Материалы..., т. III. стлб.
996.
Дата события -- конец XI в. (1092 г.?). "Битвы" -- это хорошо
знакомая нам тризна -- "бойование". "Дымы", которые устраивали в то
время при погребении менее ревностных христиан, чем Михаил
Ярославич, -- явный пережиток трупосожжения, хорошо
документированный радимичским курганом, синхронным княжению первых
муромских князей.
Столп (сътълъпъ). Ошибка исследователей, пытавшихся
реконструировать это погребальное сооружение, состояла в том, что
они брали только одно из значений слова "столп" -- столб, колонна,
бревно.
В. 3. Завитневич в одном курганном кладбище обнаружил остатки
вертикальных столбов, что позволило ему так представить обряд
погребения: "... на месте сожжения покойника ставили круглый столб;
вокруг столба делали земляную насыпь; на вершине насыпи, на столбе,
ставили урну" 45. <См. рис. 12 а.>
------------------------------
45 Завитневич В. 3. Вторая археологическая экскурсия в
Припетское Полесье. -- В кн.: Чтение в Обществе Нестора летописца.
Киев, 1892, кн. VI, с. 22; Графически реконструкция дана Н. О.
Фрейманом в статье "Придорожная часовня -- пережиток древнего
погребения на столбах на путях" (Сов. этнография, 1945, № 2, рис. 1
и 2). Должен заметить, что мне принадлежит только реконструкция на
рис. 2 (основанная на северных старообрядческих надмогильных
крестах). Рис. 3 приписан мне ошибочно.
Более правильно мысль о "столбах" выразил художник Н. К.
Рерих в своей картине "Изба смерти", где небольшая избушка стоит на
четырех лапах; это навеяно сказочным образом зловещей "избушки на
курьих ножках" Бабы-Яги, богини смерти.
А. А. Спицын предрекал археологическое открытие "изб смерти",
и в раскопках П. П. Ефименко и П. Н. Третьякова в Боршеве
действительно были обнаружены в курганах X в. небольшие деревянные
срубы с остатками трупосожжения и кольцевой оградой вокруг них46.
(Рис. 13).
------------------------------
46 Ефименко П. П., Третьяков П. Н. Курганный могильник у с.
Боршева. МИА, № 8. М.; Л., 1948, рис. 37 -- 42.
После этих открытий нам нельзя уже игнорировать "избy
смерти", или домовину, как часть славянского погребального обряда и
следует обратиться ко второму значению слова "столп" в письменных
источниках эпохи Нестора 47.
------------------------------
47 Рыбаков Б. А. Древности Чернигова, с. 30.
Чаще всего слово "столп" встречается в памятниках XI -- XIII
вв. в значении башни, небольшого домика, кельи, сторожки, надгробия,
соответствуя греческим рyrgos 48.
------------------------------
48 Срезневский И. Материалы..., т. III, стлб. 579 -- 581;
Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1910, с. 664 --
666.
Русские путешественники XII -- XIV вв. называли столпами
саркофаги (раки), обычно имевшие форму двускатной домовины: "Тут (в
Софийском соборе Царьграда) стоят многи столпове от камени красного
мрамора. Оковани чудно. В них же лежат мощи святые" 49.
------------------------------
49 Савваитов П. Путешествие новгородского архиепископа
Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб., 1872, с. 67.
Сооружение на Руси наземных (не подкурганных) деревянных
домовин-столпов подтверждается как письменными, так и
многочисленными этнографическими данными. В "Сказании о начале
Москвы" XVI в. говорится о том, как преследуемый заговорщиками князь
спрятался в таком погребальном столпе: "И нашел струбец, погребен тy
был упокойный мертвый. Князь же влезе в струбец той, закрывся ..."
50.
------------------------------
50 Салмина М. А. Повести о начале Москвы. М.; Л., 1964, с.
202.
|
|