Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  соответствует греческому bomos -- горящему жертвенному алтарю 37.
 ------------------------------
      37 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 275.

      А. Котляревский сближал интересующее нас слово  с  санскритским
  cradda -- "священная жертва в честь мертвых" 38.
 ------------------------------

      Слово  "крада"  мы  встречаем  в  ранних  русских  переводах  с
  греческого.  Такова  Хроника  Георгия  Амартола,  переведенная  при
  Ярославе  Мудром,  когда  еще  во  многих  местах  Руси   возжигали
  погребальные костры. В  Хронике  несколько  раз  встречается  слово
  "крада", но оно соответствует двум совершенно различным  по  смыслy
  греческим словам: рyra (огонь) и sphaira  (круг)  39.  Очевидно,  в
  понимании русского переводчика "крада" означала какой-то  "огненный
  круг". (Рис. 12).
 ------------------------------
      38 Котляревский А. О  погребальных  обычаях  языческих  славян.
  М., 1868, с. 129-130
      39 Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола.  Л.,  1930,  т.  III.
  Словарь, с. 164; 179.

      Из описания похорон руса  Ибн-Фадланом  мы  узнаем,  что  место
  сожжения окружалось какой-то оградой с воротами 40.
 ------------------------------
      40 Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.; Л., 1938, с. 83.

      Слияние двух разнородных понятий -- огонь и  круг  --  в  одном
  слове "крада" произошло,  по-видимому,  в  силу  того,  что,  кроме
  огненной  сущности  жертвенного  (в  данном  случае  погребального)
  костра, существенную роль играла и круговая форма. Разгадку нам дают
  древнейшие курганы, прикрывшие под своей  насыпью  не  только  прах
  сожженного, но и окружающее его пространство, благодаря чему удалось
  проследить круговые ровики вокруг остатков погребального костра 41.
 ------------------------------
      41 Смiшко М. Ю. Карпатськi кургани першої половини  I  тыс.  н.
  э. Київ, 1960, с. 12, табл. 1 -- 4; с. 19, табл. 11 -- 16;  с.  32,
  табл. III, 6, 7, 8.

      Сожжение производилось на месте погребения;  кострища  (3  х  4
  м; 4X6 м) окружались правильными кругами  ровиков  (ширина  20  см,
  глубина 50 см), диаметр кольца которых достигал 7 м.
      Процесс погребения мы должны представить себе  так:  складывали
  погребальный  костер,  на   него   "възложаху   мьртвьца"   и   это
  непосредственно        похоронное        дело        сопровождалось
  религиозно-декоративным сооружением -- вокруг крады (которая  была,
  судя по раскопочным чертежам не очень правильной формы) прочерчивали
  геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и
  устраивали какую-то легкую ограду вроде плетня из  прутьев  (следов
  бревенчатого  тына  нет),  к  которой  прикладывалось  значительное
  количество соломы (снопов?).  Когда  зажигали  огонь,  то  пылающая
  ограда своим пламенем и дымом  закрывала  от  участников  церемонии
  процесс сгорания трупа внутри ограды. Возможно,  что  именно  такое
  сочетание погребальной  "громады  дров"  с  правильной  окружностью
  ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мертвых предков,  и
  именовалось "крадой"  --  словом,  при  помощи  которого  в  XI  в.
  одинаково переводилось и рyra и sphaira.
      Огненное кольцо вокруг домовины  устраивалось  и  тогда,  когда
  сожжение производилось па стороне. Таковы  радимичские  курганы  X,
  исследованные Г. Ф. Соловьевой, где погребальную домовину  окружает
  широкое и неправильное кольцо золы и угля42. Ширина  горелого  слоя
  (до 1 м) и негеометричность кольца могут говорить о том, что  здесь
  не было ограды, а  просто  погребавшие  навалили  горючий  материал
  вокруг домовины-"столпа" и подожгли его.
 ------------------------------
      42 Соловьева Г. Ф. Славянские  курганы  близ  с.  Демьянко.  --
  Сов. археология, 1967, № 1, рис. 6, № 1 -- 4.

      Совершенно  исключительный  интерес  представляет   радимичский
  курган XI в. у села Ботвиновки: покойник захоронен без сожжения,  в
  яме и в домовине. Вокруг погребальной ямы по правильному кругу было
  уложено широкое кольцо горючего материала; ровика, который служил бы
  признаком ограды, здесь нет -- солома  и  ветки  были  положены  на
  поверхности земли. Диаметр огненного кольца -- 7  м  43.  В  данном
  случае перед нами пережиток обряда трупосожжения и только  один  из
  элементов крады -- "сфера", "круг", огненно-дымовое окружение места
  захоронения. Это заставляет нас вспомнить свидетельство  письменных
  источников о пережитках  языческих  трупосожжений  того  же  самого
  времени, что и курган у Ботвиновки. Речь идет о житии князя Ярослава
  -- Константина Святославича Муромского, где при описании погребения
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-