Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      Знаменитая характеристика  быта  славянских  племен  в  Повести
  временных лет всегда интересовала историков России, но в большинстве
  случаев воспринималась ими  как  этнографическая  запись  киевского
  летописца о своих современниках.
      Историки-норманисты  смаковали  слова  Повести   о   том,   что
  славяне "живяху  звериньскомь  образомь",  "живяху  в  лесе,  якоже
  вьсякый зверь", считая, что  комментарии  здесь  не  нужны.  Другие
  комментировали этот раздел исходя из позиции летописца-христианина,
  хвалившего крещеных полян и умышленно чернившего  язычников  лесной
  полосы.
      Задача  критики  этого  текста  распадается   на   две   части:
  во-первых, надо установить хронологию той эпохи,  о  которой  пишет
  Нестор,  а  во-вторых,  проверить  (например,  по   археологическим
  данным), был ли на самом деле тогда столь контрастен быт славян  на
  берегах Днепра и вдали от Днепра.
      Установление   первоначального   порядка   перепутанных   двумя
  редакторами отрывков  Повести  временных  лет  дает  нам  следующую
  последовательность изложения:
      1. Вавилонское столпотворение.
      2. Расселение славян в Европе.
      3. Описание быта древних славян.
      4. Построение Киева. Князь Кий -- федерат Византии.
      5. Появление хазар (VI -- VII вв.).
      6. Расселение славян по всему Балканскому  полуострову  (вторая
  половина VI -- VII в.).
      7. Нападения "белых угров" и  авар  на  славян  при  императоре
  Ираклии (610-641 гг.).
      8. Гибель Аварского каганата (803 г.).
      9.  Появление  печенегов  и  венгров  (конец  IX  --  серединаX
  в.)29.
 -----------------------------------
      29 Рыбаков Б. А. Древняя Русь, М., 1963. Анализ  вводной  части
  Повести временных лет, с. 219 -- 236.

      Как видим,  все  поддающиеся  датировке  события  поставлены  в
  хронологическом порядке. Наиболее глубокая дата -- VI в.  н.  э.  К
  сожалению, нельзя точно датировать время  княжения  Кия,  но  такая
  ситуация, когда славянского князя приглашает к себе в Царьград  сам
  император и поручает ему охрану дунайской  границы  империи,  могла
  возникнуть только в конце V -- первой половине VI в.
      Итак, описание быта древних славян помещено  между  расселением
  славян  (что  относится  к  незапамятным  временам)  и   различными
  событиями VI в., что заставляет нас  обратиться  к  археологическим
  материалам до VI в., т. е. к культурам первой половины I тысячелетия
  н. э. Здесь мы и найдем тот резкий контраст, о котором пишет Нестор.
      Поляне  "бяху  мужи  мудры  и  смыслены",  они  строят  города,
  придерживаются хороших обычаев  своих  отцов30.  У  них  правильные
  семейные взаимоотношения,  "стыденье"  к  женской  половине  семьи,
  нормальный патрилокальный брак с приданым.
 -----------------------------------
      30 Новгородская I летопись. М.; Л., 1950, с. 105.

      Единственным минусом древних полян, с точки  зрения  печерского
  монаха, было то, что они "бяху же погане: жруще озером, и  кладязем
  и рощением, якоже прочий погани" 31.
 -----------------------------------
      31 Новгородская I летопись, с. 105.

      Земля полян применительно к первой половине  I  тысячелетия  н.
  э. -- это одна из основных  областей  черняховской  культуры  с  её
  высоким уровнем земледелия, скотоводства и ремесла, с её устойчивой
  хлебной торговлей с  Римом,  с  её  огромными  открытыми  селами  и
  богатыми кладбищами. Даже культ священных озер и колодцев отразился
  в черняховском инвентаре, о чем свидетельствует  аграрно-магический
  календарь летних языческих молений о дожде,  нанесенный  на  тулове
  кувшина для священной воды. Черняховское поселение было и на  месте
  Киева, первого княжеского центра полян.
      Если бы какой-нибудь  римский  путешественник  времен  Птолемея
  побывал в богатых  селах  полян-черняховцев,  а  потом  посетил  бы
  позднезарубинецкие городища в землях древлян  или  радимичей  с  их
  примитивным  натуральным  хозяйством,  родовым  строем   и   полным
  отсутствием связей с римскими городами Причерноморья, то он  должен
  был бы так же контрастно описать эти племена, как это сделал Нестор
  в XII в.
      По сравнению  с  "мудрыми  и  смыслеными"  полянами  их  лесные
  соседи, древляне и радимичи, действительно производили  впечатление
  малокультурных племен, "живущих скотьскы". Первобытнообщинный строй
  здесь был в полной силе. Из летописи мы узнаем то,  что  невозможно
  выяснить по археологическим материалам, но что очень  гармонично  с
  ними сочетается: у лесных соседей полян была примитивная форма брака
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-