Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
      24 Срезневский  И.  И.  Материалы  для  словаря  древнерусского
  языка. М., 1958, т. I, с. 602.
      25  Срезневский  И.  И.  Материалы  для  словаря...,  с.   834.
  Глиняный горшок тоже мог быть назван  сосудом,  но  в  этом  случае
  всегда оговаривался его дешевый материал -- "сосуд скудельный".

      Возможно, что в практике захоронения в урне  от  своего  нового
  назначения -- служить вечным вместилищем праха  предка  --  обычный
  кухонный горшок приобретал значение "сосуда".
      Среди зарубинецкой и черняховской глиняной  посуды  встречаются
  изредка горшки необычных форм, щедро декорированные, которые  могут
  быть отнесены к разряду таргелосов. Таков,  например,  зарубинецкий
  горшок   из   могильника   в   Велемичах   26   со    своеобразными
  подковообразными  палепами  на  тулове.  Таков  лепной   сосуд   из
  Черняховского  поселения  Бовшев,  украшенный   волнистой   линией,
  горошинками и размашистым узором в виде буквы Л 27.
 -----------------------------------
      26 Каспарова К. В. Зарубинецкий могильник Велемичи П.  --  Арх.
  сборн. Л., 1972. № 14, с. 74, рис. 13 (№ 24, погрб. 91).
      27 Баран В. Д.  Черняхiвська  культура.  Київ,  1981,  с.  186,
  табл. IX, рис. 7.

      Возможно, что к этому же разряду  ритуальной  посуды  относится
  часть трехручных мисок (едва ли  предназначавшихся  непосредственно
  для варки пищи), которые могли быть вместилищем священного варева на
  празднестве 28.
 -----------------------------------
      28 Винокур И. И.  Iстоpiя  та  культура  черняхiвських  племен.
  Київ, 1972, с. 138, рис. 56 № 16.

      Итоги этого вынужденного отступления  от  основной  темы  можно
  подытожить так:
      1.  В   глубокой   индоевропейской   древности   возник   обряд
  общественного опробования первых плодов, связанный с варкой в горшке
  (горох, каша etc.), именовавшемся  у  греков  (или  у  догреческого
  населения) "таргелосом".
      2.  Покровителем  этого  аграрного  празднества  у  хеттов  был
  Зевс-Тарху, у греков -- Аполлон-Таргелий,  у  праславян,  возможно,
  Таргитай (позднее -- "Царь Горох"??).
      3.   В   археологических   материалах   второй   половины    II
  тысячелетия до  н.  э.  нам  известны  своеобразные  антропоморфные
  сосуды-печки, которые могли быть воплощением  идеи  Таргелоса,  как
  "горшка   для    священного    варева"    и    одновременно    идеи
  предка-покровителя.  Область   распространения   таких   таргелосов
  (карпато-дунайская котловина) соприкасалась на севере со славянской
  прародиной, а на юге с греческими и фракийскими племенами.
      4. Именно в этом самом регионе в XIII  --  XII  вв.  до  н.  э.
  зарождается обряд кремации и захоронения праха сожженных покойников
  в глиняных горшках для приготовления еды. Это дает право думать, что
  широко распространившиеся по Европе и охватившие  славянские  земли
  "поля  погребальных  урн"  являются  выражением   культа   предков,
  соединенного    с     аграрно-магическими     представлениями     о
  предках-покровителях урожая, что  и  объясняет  странное  сочетание
  праха предка с горшком для  еды.  Ритуальные  горшки,  выделяющиеся
  особой орнаментикой  или  явно  магическими  символами  плодородия,
  известны у славян в зарубинецко-черняховское время.
      5.  Погребальный  обряд,  отражающий  и  выражающий  конкретную
  форму культа предков на том или ином этапе, свидетельствует, что  с
  появлением кремации оформился следующий  комплекс  представлений  о
  предках: предки связаны с небом, с отлетом в ирье душ предков; прах
  предков предается земле, источнику  благ  земледельцев  ("священная
  земля предков"); принадлежностью и местом отправления культа предков
  является дом мертвых, домовина  --  модель  жилища,  около  которой
  справляются  поминки  в  дни  радуницы,  дни  поклонения   предкам.
  Вместилище праха --  горшок  для  приготовления  пищи  --  связывал
  воедино  идею  культа  предков  и  магическое   содействие   предка
  благополучию живых.

                                    *

      Обряд   трупосожжения   появляется   почти    одновременно    с
  обособлением праславян от общего индоевропейского массива в XV в. до
  н. э. и, сосуществуя в той или иной мере с ингумацией, он бытует  y
  славян двадцать семь столетий вплоть до эпохи  Владимира  Мономаха,
  когда для окраин Руси современники отмечали, что так "творят вятичи
  и ныне".
      Прежде  чем  мы  ознакомимся   с   реальными   археологическими
  остатками славянского погребального  обряда,  следует  расшифровать
  свидетельство летописца  Нестора,  содержащее  несколько  архаичных
  речений, затрудняющих понимание драгоценного текста.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-