Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  хронология европейских полей погребальных урн. Стюарт Пиггот, изучая
  эпоху возникновения этих полей в Европе, пришел к весьма интересным
  выводам: древнейшим регионом, где впервые около XIII в.  до  н.  э.
  зарождается  обряд  захоронения  праха  в  горшках-урнах,  является
  Средний Дунай и карпатская котловина. Позднее, в XII -- X вв. до н.
  э., этот обряд охватывает область Польши, Апеннинский полуостров  и
  трансальпийские земли Галлии и Германии 18.
 -----------------------------------
      18  Piggot  Stuart.  Ancient  Europe  from  the  beginnings  of
  Agriculture to classical antiquity. Edinburgh, 1967, р. 145. (Карта
  -- рис. 79 на с. 146).

      Благодаря изысканиям Пиггота мы можем  сказать,  что  первые  в
  Европе захоронения в урнах возникли в том,  сравнительно  небольшом
  регионе, где незадолго до этого появились домашние таргелосы в виде
  печки-горшка.
      Первоначально  (почти  одновременно  с  возникновением   обряда
  кремации) появились антропоморфные печки-горшки, а  через  одно-два
  столетия в этом  же  самом  регионе  родился  обычай  укладывать  в
  варистый горшок прах сожженного предка.  Здесь,  очевидно,  сыграла
  роль   ассоциативная   связь   предка-покровителя   и    вместилища
  земледельческих благ.
      На праславянской  территории  (в  её  западной  половине)  прах
  предка начали насыпать в горшок в XII -- X вв. до н. э., а до этого
  на всей  прародине  славян  встречаются  сосудообразные  конические
  предметы с большим количеством отверстий, своей формой напоминающие
  синхронные им печки-горшки с небольшим  количеством  отверстий.  Не
  служили ли они  жаровнями-подставками  священного  варева?  Есть  и
  небольшие  сосуды,  по  своему  диаметру  соответствующие  верхнемy
  отверстию обгорелых бездонных подставок 19.
 -----------------------------------
      19  Березанская  С.  С.  Средний  период  бронзового   века   в
  Северной Украине. Киев, 1972, с. 117 -- 118, табл. XXXVI и рис. 37;
  Археология УРСР, Кий, 1971, т. I, с. 348, рис. 99 -- 9; с. 398, рис.
  112.

      Наряду  с  горшками-печками  и  с  использованием   горшков   в
  качестве погребальных урн в бронзовом веке существовали  и  горшки,
  щедро украшенные по всему тулову классическими знаками плодородия и
  служившие, очевидно, "горшками для священного варева" 20.
 -----------------------------------
      20 Корошец Паола. Подела славонска культура,  Нови  Сад,  1959,
  с. 14, рис. 14.

      Семантическая связь горшка для священного варева  с  урной  для
  захоронения праха предка очень хорошо  прослеживается  у  славян  в
  первые века нашей эры: при обилии трупосожжений  с  урнами-горшками
  для праха известны (но не на кладбищах, а  в  поселениях)  подобные
  горшки с магическими знаками плодородия. Таким  мне  представляется
  горшок позднезарубинецкой культуры из  Почепского  селища  (бассейн
  Десны).  На  его  тулове  нанесены  архаичные   ромбические   знаки
  плодородия, которым А. К. Амброз посвятил целое исследование21.
 -----------------------------------
      21 Амброз  А.  К.  Раннеземледельческий  культовый  символ.  --
  Сов. археология, 1965, №  3;  Поболь  Л.  Д.  Славянские  древности
  Белоруссии. Минск, 1973, т. I, с. 54, рис. 118.

      Орнамент  в  виде  горошин  и   бесспорные   магические   знаки
  земледельцев позволяют связывать этот  интересный  горшок  с  более
  ранними "таргелосами" других земель. На этом же  селище  найдена  и
  миска с тем же символом на дне. На Чаплинском городище зарубинецкой
  культуры в самом центре поселка найдена подобная миска со знаками в
  виде двойной секиры и копья, возможно, тоже связанная с  ритуальной
  сферой 22. Особое внимание  к  горшкам,  становящимся  погребальной
  урной, видно из  словоупотребления  летописца,  описывавшего  обряд
  трупосожжения у древних славян: после кремации  "събьравъше  кости,
  въложаху в су-дину малу..." 23. Нестор не назвал погребальную  урнy
  ни горшком, ни горнцем ("гърньцем"), а употребил более торжественное
  слово, которое в средние века чаще применялось к ритуальной посуде.
  Когда переводится библия, то употребляется слово  "суд"  --  сосуд:
  "Возмете от плод земнаго в суды своя" 24. Слова "суды" или "съсуды"
  сопровождаются    прилагательными:    "священные",     "служебные",
  "праздничные" 25.
 -----------------------------------
      22 Поболъ Л. Д. Славянские древности...,  т.  I,  с.  29,  рис.
  17.
      23 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916,  с.  13.  В
  дальнейшем все ссылки на этот источник будут  делаться  по  данномy
  изданию, в котором издателем устранены все случайные ошибки и описки
  позднейших переписчиков.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-