Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  одновременно и предками народа и царей.

      В  итоге  мы  получаем  значительный  список  имен  и  эпитетов
  мифических  персонажей,   божеств   плодородия   (неба-грозы)   или
  героев-родоначальников, который охватывает почти целиком древнейшую
  территорию индоевропейцев:

      Тархунт, Гарху -- хетты
      Тарку -- армяне
      Таргелий -- греки на Балканах и в Малой Азии
      Таргиенос -- греки в Лидии (эпитет Зевса)
      Тархетий -- италики
      Таргитай -- славяне ("сколоты")
      Траитана -- индо-арийцы (в ведах)
      Траетаона -- иранцы (арии)
      Таранджелос -- иранцы (осетины)
      Таранис -- кельты (двойник Юпитера)

      Как  видим,  перечень  архаичных   мифологических   персонажей,
  связанных с "Таргелосом", горшком  для  первых  плодов,  достаточно
  широк и уходит на большую хронологическую глубину  индоевропейского
  общения народов Балкан, Подунавья, Причерноморья и Малой  Азии.  И,
  разумеется, не божества были названы по горшку,  а  горшок-таргелос
  получил название по имени бога-подателя благ, бога  неба  и  грозы,
  бога растительности и плодородия, которому посвящались первые плоды
  земли и устраивались "таргелии". Древнейшей формой следует  считать
  "Tarhu", имя хеттского бога. У Аполлона  Таргелия  его  эпитет  был
  связан с празднествами в честь древнего  верховного  божества,  имя
  которого у греков классической поры давно уже было вытеснено другим
  и забыто. Однако этимологическая связь наименования обряда в  честь
  этого архаичного бога с сосудом  для  приготовления  первых  плодов
  урожая, отмеченная греческими авторами, позволяет нам начать  поиск
  в конкретном археологическом  материале  таких  керамических  форм,
  которые могли бы отвечать идее празднеств в честь  подателя  первых
  плодов.  Поиск  следует  начинать  с  земледельческого  неолита   и
  энеолита, когда все указанные в  перечне  почитатели  божеств  типа
  Тарху занимали большое и вместе с тем  компактное  пространство  на
  Дунае, на Балканах, в Правобережье Днепра и в Анатолии, когда предки
  индоиранцев находились еще  на  месте  трипольской  археологической
  культуры между Карпатами и Днепром 12-15.
 ----------------------------------
      12-15 Географическое размещение перечисленных выше  народов  на
  время 3500 -- 2500 лет до и. э. по лингвистическим данным определил
  В. Георгиев в работе:  Исследования  по  сравнительно-историческомy
  языкознанию. М. 1958 Карта на с. 275.

      В археологическом материале этого индоевропейского  региона  мы
  обнаруживаем,   начиная   с   энеолита,    весьма    примечательные
  антропоморфные сосуды парадного  облика  и,  очевидно,  ритуального
  назначения. (Рис. 11).
      Наиболее  близкими  к  нашей  теме  о  взаимосвязи   священного
  горшка для первых плодов  с  урной  для  захоронения  праха  предка
  являются антропоморфные сосуды-печки бронзового  века  из  Среднего
  Подунавья.
      Они  известны  в  таких  археологических   культурах   среднего
  бронзового века, как отоманско-фюзешабонская, вербичоарская  и  др.
  Область распространения -- берега Среднего Дуная примерно от границы
  Австрии и Чехословакии до устья Олты в  Румынии.  Середину  области
  составляли земли Венгрии по Дунаю и Тисе. На Севере область доходила
  до Рудных гор (Кошице в Словакии).
      Сосуды-печки  этого  типа   представляют   собой   обыкновенный
  небольшой горшок упрощенной  формы,  к  которому  приделывается  (в
  процессе   изготовления   самого   горшка?)   цилиндрический    или
  усеченно-конический поддон-печь  с  несколькими  круглыми  дымовыми
  отверстиями и большим арочным проемом внизу для топки лучинами  или
  углями. Арочка топки украшалась иногда тремя острыми выступами.
      Всей конструкции в целом придан вид  человекообразного  чудища:
  топка оказывается огнедышащей клыкастой пастью, дымовые  отверстия,
  из которых должно было вырываться пламя, воспринимались  как  глаза
  (чудища были двуглазыми и трехглазыми), а боковые ручки или ушки --
  как уши. Если добавить к этому пар, поднимавшийся от варева в горшке
  и смешивавшийся с дымом, то зрители получали впечатление косматости
  этого домашнего монстра.
      Никаких  космических  элементов  в  этих  довольно   однотипных
  чудищах нет. Конструкции эти высотой в 35 -- 60  см  встречаются  в
  жилищах и  в  погребениях.  Очевидно,  к  этому  времени  произошел
  некоторый сдвиг в представлениях,  и  священные  сосуды  для  варки
  первых плодов стали не только  реквизитом  общих  "таргелий"  всего
  селения, но и принадлежностью каждой  отдельной  семьи,  отмечавшей
  магическими обрядами  появление  первых  плодов.  Емкость  горшков,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-