|
месяцу Таргелиону и было посвящено Аполлону, как богу солнечного
лета и жатвы. Географически Таргелии охватывали как европейскую
Грецию, так и Ионию в Малой Азии 4. Аполлону в эти дни приносили
человеческие жертвы: двоих, назначенных в жертву, сжигали, а пепел
бросали в море. "Самое слово Таргелиос, -- пишет А. Ф. Лосев, -- по
Гесихию обозначает "горшок со священным варевом"... Кратес у Атенея
(III 114а) свидетельствует, что "thargelos -- это свежевыпеченный
хлеб из первого помола. Таким образом плодородие выдвигается на этих
праздниках на первое место" 5.
----------------------------------
3 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии.
М., 1957, с. 425; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 572 --
574.
4 Лосев А. Ф. Античная мифология..., с. 425.
5 Лосев А. Ф. Античная мифология...
Неполная ясность этимологии названия праздника Таргелий даже
для античных авторов говорит о глубокой древности как самого обряда,
так и его обязательного реквизита -- горшка с варевом из первых
плодов или хлеба из первых зерен.
О глубокой индоевропейской древности говорит и широкая
распространенность имен мифологических персонажей, сходных с
эпитетом Аполлона Таргелия. В русском фольклоре уцелели фрагменты
мифа об этом первопредке; это неясный уже образ старца-богатыря
Тарха Тараховича, живущего во дворце на высокой Сиянской горе и
враждующего с Бабой-Ягой. Баба-Яга здесь не северного облика (лесная
избушка на курьих ножках), а южного, степного: она воюет с пастухами
быков верхом на коне во главе женского конного войска или же летая
в ступе 6.
----------------------------------
6 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки.
Л., 1974, с. 161 -- 162; Записки Красноярского подотдела
Вост.-Сибир. отд. РГО по этнографии Томск, 1906, вып. II, с. 13.
Географически сказочного царя Тарха Тараховича следует
приурочить к южной полосе славянского мира (пшеничные поля, степные
пастбища, соседство с девичьим войском сарматского облика);
хронологически -- примерно к первому тысячелетию до нашей эры. Все
это позволяет считать сказки с участием слепого "деда" Тарха
Тараховича отголоском праславянского мифа о родоначальнике Таргитае,
сыне Зевса от брака с дочерью Днепра. Исследователи-иранисты
сопоставляют "скифского" (Геродот оговорил, что эллины ошибочно
причисляли сколотов к скифам) Таргитая с иранским Траетаоной
(Феридуном), мифическим родоначальником персидских царей и индийским
Траитаной, которые, согласно мифам, боролись с трехглавым драконом
и освобождали женщин и стада быков 7. К этим хорошо известным
индо-иранским параллелям следует добавить упомянутого выше сына
Зевса Аполлона Таргелия (тоже побеждавшего змея -- Пифона) и ряд
других индоевропейских божеств и мифических героев со сходными
именами. Прежде всего следует назвать хетто-лувийского бога грозы
Тарху Тархунта 8. Нельзя миновать и древнеармянского бога плодородия
и растительности Тарку Тургу и осетинского бога плодородия
Таранджелоза и галльского громовержца и победителя змея Тараниса,
сопоставляемого с Юпитером 9. Трудно сказать, следует ли включать в
этот ряд скандинавского Тора, но черты сходства несомненны.
----------------------------------
7 Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.,
1977, с. 117.
8 Гиндин Л. А. Древнейшая ономастика восточных Балкан. София,
1981, с. 37. На этой же малоазийской территории в Лидии у Зевса был
эпитет tarhuenos; очевидно, связанный с хеттским Tarhu-Tarhunt
("Могущественный").
9 Мифы народов мира. М., 1982, т. II, с. 495 -- 521.
Самым западным следом этого индоевропейского мифологического
персонажа можно считать италийского царя Тархетия, деда основателей
Рима -- Ромула и Рема. Миф о Тархетии известен был Плутарху, но уже
в фрагментарном виде и более не упоминался. Царствовал Тархетий в
Альбе-Лонге и считался, очевидно, потомком Энея, т. е. в конечном
счете -- Зевса10. Его отношение к божествам грозы и плодородия
неясно, но в очаге его дома оказался волшебный фаллос, от которого
по этой версии и произошли римские близнецы, вскормленные волчицей
11.
----------------------------------
10 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Раздел
"Ромул" -- с. 26.
11 К чудесному рождению Ромула и Рема по этому мифу причастны
этрусские прорицатели. В Этрурии мифическим родоначальником царской
династии был Тарквиний, который, возможно, тоже должен быть
рассмотрен в связи с архаичными божествами плодородия, являвшимися
|
|