Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  разновременности  появления  этих  признаков,  тоже  в  большинстве
  случаев общих для многих народов.
      Из  числа  таких   элементов   погребального   обряда   следует
  назвать:  курганные  насыпи,   погребальное   сооружение   в   виде
  человеческого жилища (домовины)  и  захоронение  праха  умершего  в
  обычном горшке для еды.
      Первые два элемента не требуют особых  пояснений.  Изготовление
  домовины прямо связано с идеей второй, посмертной, жизни, а насыпка
  полусферических насыпей, по всей вероятности, отражает представления
  о трех горизонтальных ярусах Вселенной: курган изображает  средний,
  земной, ярус, он является как бы моделью кругозора видимого земного
  пространства; зарождается эта идея, как мы знаем, в открытых степных
  областях  и  именно  тогда,  когда  пастушеские  племена   начинают
  перемещаться по пастбищам. Куда  бы  они  ни  попали,  везде  земля
  представлялась  им  выпуклым  кругом,  шаровым  сегментом,  и   они
  схематизировали   свой   видимый   мир   в   форме   кургана.   Над
  курганом-землей находится небо, верхний  мир,  а  под  курганом  --
  подземный мир мертвых. Значительно труднее объяснить  появление  во
  многих  местах  (конвергентно)   устойчивого   обычая   захоронения
  сожженного праха  покойников  в  горшках  для  приготовления  пищи.
  Археологи настолько привыкли к  глиняным  погребальным  урнам,  что
  совершенно не задумываются над весьма странным, на  первый  взгляд,
  сочетанием: горшок для пищи и в нем -- останки покойника, только что
  перешедшего в разряд предков-покровителей. Вопрос о появлении  идеи
  такого сочетания достаточно сложен и потребует  от  нас  некоторого
  отступления в сторону и специального разыскания.

               ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРЯДА ЗАХОРОНЕНИЯ В УРНАХ

      Причину появления новых  представлений  о  какой-то  внутренней
  связи между посудой для еды и местопребыванием праха предка следует
  искать,  очевидно,  в  главной   религиозной   задаче   первобытных
  земледельцев -- в изобретении магических  средств  для  обеспечения
  своей сытости, благополучия. Горшок для варева был конечной  точкой
  длинного ряда действий предметов и разделов природы, обеспечивающих
  благоденствие земледельца: соха, вспаханная земля, семена,  ростки,
  роса и дождь, серп, "кош" для увоза снопов, жерновки для размола и,
  наконец, печь и горшок для изготовления еды.  Готовые  продукты  --
  каша и хлеб -- испокон века были ритуальной  пищей  и  обязательной
  частью жертвоприношений таким божествам плодородия,  как  рожаницы.
  Существовали  специальные  виды  каши,  имевшие  только  ритуальное
  назначение: "кутья", "коливо" (из пшеничных зерен). Варилась  кутья
  в горшке и в горшке же или в миске подавалась на  праздничный  стол
  или относилась на кладбище в "домовину" при поминовении умерших.
      Горшки и миски с  едой  --  самые  обычные  вещи  в  славянских
  языческих курганах, но не эти напутственные  предметы  помогут  нам
  раскрыть связь горшка с прахом, умершего. Для нас важнее указать на
  приготовление еды из первых плодов, когда объектом культа был именно
  "каши горшок"; в севернорусских областях это происходило от  начала
  августа до начала ноября, когда заканчивался обмолот --  работники,
  кончая молотить, говорили: "Хозяину ворошок, а нам -- каши  горшок"
  2.
 ----------------------------------
      2 Максимов С. В. Нечистая, неведомая  и  крестная  сила.  СПб.,
  1903, с. 520.

      Горшок  для  приготовления  еды  из   первых   плодов   нередко
  считался священным предметом, а это позволяет  построить  следующую
  смысловую связь: умерший предок  содействует  урожаю,  благополучию
  своих  потомков;  душа  покойника  с  дымом  погребального   костра
  поднимается к небу, от которого зависит урожай;  осязаемые  останки
  (прах) укладываются в "сосуд мал", который или уже  применялся  для
  приготовления ритуальной каши в день первых плодов, или был подобен
  такому. Горшок с прахом предка  зарывался  в  землю  и  прикрывался
  сверху домовиной или курганом. Вещественная часть предка, его  прах
  и подаренные ему "милодары"  предавались  земле,  от  которой  тоже
  находился в зависимости урожай славянина. Таким образом, происходила
  как бы бифуркация, раздвоение магической силы умершего родича: душа
  уходила в небо, а тело -- в землю. Горшок для варева становился  не
  только вместилищем праха, но и как бы постоянным напоминанием предку
  о первых плодах, о празднике благополучия.
      Горшок,  как  символ  блага,   сытости,   восходит,   по   всей
  вероятности, к весьма древним временам, примерно к земледельческомy
  неолиту, когда впервые появляется земледелие и глиняная посуда.
      В первой книге "Язычества"  мне  уже  приходилось  сопоставлять
  Аполлона Таргелия с мифологическим  предком  праславян-сколотов  --
  Таргитаем.  В  данной  связи   культ   Аполлона   Таргелия   должен
  заинтересовать нас своей формой и реквизитом. Празднества  Аполлона
  Таргелия проводились в греческих землях в конце мая -- начале  июня
  и были посвящены первым плодам 3. Празднество Таргелий дало свое имя
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-