|
возникла идея кремации, а в дальнейшем именно здесь произошел
переход племенной знати к сочетанию ингумации с торжественными
погребальными кострами. Люди Среднего Поднепровья прокладывали
"священные пути" в греческие города и ставили каменных идолов с
рогом изобилия на этих путях. Где-то в центре золотого царства на
Днепре должно было быть главное святилище всех
сколотов-земледельцев, в котором хранился священный небесный плуг.
В религиозной истории Киевской Руси многое разъяснится благодаря
обращению к далеким предкам Руси.
Эволюция погребальной обрядности и разные, порою резко
отличные друг от друга, формы погребального обряда отмечают
существенные перемены в осознании мира, в той картине мира, которую
древний человек создавал себе из сочетания познаваемой реальности с
изменяющимися представлениями о предполагаемых, вымышленных силах,
рассеянных, как ему казалось, в природе.
Резкий перелом в воззрениях древнего славянина произошел еще
в праславянское время, когда в рамках тшинецко-комаровской
археологической культуры (от Днепра до Одера) погребение скорченных
трупов в земле стало заменяться сожжением покойников и захоронением
сожженного праха в урнах 1.
----------------------------------
1 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981, с.
267-284.
Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в материнском
чреве; скорченность достигалась искусственным связыванием трупа.
Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к
перевоплощению его в одно из живых существ.
Идея реинкарнации, перевоплощения основывалась на
представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с
человеком: один и тот же физический облик принадлежит и живомy
человеку, действующему, двигающемуся, видящему, думающему, и
мертвому человеку, трупу, внешне неотличимому от живого, но
недвижному, бесчувственному -- жизненная сила, ("душа") отделилась
от него куда-то. Первобытные охотники помещали отлетевшую душy
где-то поблизости, в своем плоскостном мире, среди тех разнообразных
живых существ (в том числе и человека), которые окружали их.
Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до
рубежа бронзового века и железного. Кое-где архаичная скорченность
доживает до VI в. до н. э. На смену скорченности приходит новая
форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении; умерший
"спит", оставаясь человеком (спокойным человеком -- "покойником") и
не готовясь ко второму рождению, к воплощению в другом существе.
Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана
с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации,
разумеется, тоже связана с представлениями о жизненной силе, о её
неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое
местожительство -- небо, куда души умерших попадают вместе с дымом
погребального костра. Идея неба, заселение неба ("ирья") душами
своих предков, "дзядо'в", появляется в эпоху усиления
земледельческого сектора хозяйства и, очевидно, связана с той
несравненно возросшей ролью неба, небесной влаги, которая характерна
для всего земледельческого периода.
Впрочем, следует отметить, что в реальных археологических
следах погребального обряда мы постоянно наблюдаем сосуществование
(с разным процентным соотношением) обеих форм -- древней ингумации,
захоронения покойников в земле, и новой, родившейся лишь в середине
II тысячелетия до н. э. кремации. Обе они связаны с общей идеей
культа предков, но, очевидно, с разной практической (с точки зрения
древних людей) направленностью этой идеи. Захоронение предков в
земле могло означать, во-первых, то, что они как бы охраняют
земельные угодья племени ("священная земля предков"), а во-вторых,
что они, находящиеся в земле предки, способствуют рождающейся силе
земли. Небо в этом случае в расчет не принималось.
При трупосожжении же совершенно отчетливо проступает новая
идея душ предков, которые должны находиться где-то в среднем небе,
в "аере" -- "ирье", и. очевидно, содействовать всем небесным
операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле
потомкам. Когда в дни поминовения предков их приглашают на
праздничную трапезу, то "деды" представляются летающими по воздуху.
Трупосожжение не только торжественнее простой ингумации как обряд,
но и значительно богаче по сумме вкладываемых в него представлений.
Осуществив сожжение, отослав душу умершего в сонм других душ
предков, древний славянин после этого повторял все то, что делалось
и тысячи лет тому назад: он хоронил прах умершего в родной земле и
тем самым обеспечивал себе все те магические преимущества, которые
были присущи и простой ингумации.
Комплекс представлений, связанных с погребением предков,
является общечеловеческим и этнические особенности сказываются в
деталях и в сочетаниях второстепенных признаков или в
|
|