Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  что Таргитай  был  первопредком  не  всех  скифов,  а  только  лишь
  почитателей священного плуга, сколотов.

      Полное  отсутствие  изваяний  в   обширной   области   курганов
  скифских вождей (площадь в 10 000  кв.  км)  сильно  ослабляет  это
  утверждение и требует иного объяснения. Мне кажется, что несомненная
  связь изваяний с местностью "Священные  Пути"  должна  повлиять  на
  истолкование смысла самих скульптур. Важно указать на  то,  что  во
  время возникновения интересующих нас изваяний, в VI -- V вв. до  н.
  э., сама местность Экзампей не имела никакого отношения к собственно
  скифам:  кочевнических  памятников  здесь  нет,   рядом   множество
  сколотских городищ и "путями", упомянутыми Геродотом и  отмеченными
  изваяниями, могут  быть  только  пути  из  Среднего  Поднепровья  и
  верхнего течения  Гипаниса  (не  Буга)  к  Ольвии.  Пути  эти  были
  проложены сколотами-борисфенитами, с которыми и  следует  связывать
  возникновение изваяний на их путях. От наблюдательности Геродота не
  ускользнули  поселения  борисфенитов  в  самых  низовьях   Гипаниса
  (изваяния в Терновке, Грушевке и Калиновке) :
      "Там, где Борисфен течет недалеко  от  моря,  с  ним  сливается
  Гипанис, впадая в одну и ту  же  заводь.  Находящаяся  между  этими
  реками клинообразная полоса земли называется мысом Гипполая; на нем
  воздвигнут  храм  Деметры.  Напротив  храма  у   Гипаниса   обитают
  борисфениты" (Геродот IV --  53).
      Именно  так,  на  подступах  к   Ольвии   у   Гипаниса-Буга   и
  расположены  четыре  названных  выше   пункта   находок   изваяний,
  принадлежащих, следует полагать, борисфенитам-сколотам.
      На  основе  всего   сказанного   выше   определяется   наиболее
  приемлемый вывод: изваяния поставлены в VI -- V вв. до н. э.  в  ту
  эпоху, когда Среднее Поднепровье (судя по обильному и  разнородному
  импорту греческих вещей) оживленно торговало с Ольвией. Сама Ольвия
  или расположенная поблизости какая-то  пристань  у  устья  Гипаниса
  носила название "Эмпория Борисфенитов" (Геродот IV --    17)  125.
  Местность "Священные Пути" между Борисфеном и Гипанисом находится на
  рубеже степи и земель торгующих хлебом борисфенитов на прямом  пути
  по Ингулу от Пастырского городища к морю. Поэтому изваяния  следует
  считать   изображением   какого-то   сколотского   (праславянского)
  божества.
 ----------------------------------
      125 Геродот  в  том  месте  не  называет  Ольвию  по  имени,  а
  говорит нарицательно: "От гавани борисфенитов...". Далее речь  идет
  о том, что данная гавань делит пополам побережье Скифии.  Возможно,
  что речь идет не о самом городе Ольвии, а о речной  пристани  в  её
  окрестностях.

      С  каким  из  позднейших,  хорошо  известных  нам  богов  можно
  связать эти каменные стелы VI -- V вв. до н. э.,  сказать  нелегко.
  Раздумья могут вестись по поводу трех божеств -- Перуна,  Волоса  и
  Дажьбога. В пользу Перуна  говорит  оружие,  которым  снабжены  все
  фигуры; Волос мог подразумеваться в силу того,  что  он  был  богом
  богатства ("скотьим богом");  Дажьбог,  солнечное  божество  света,
  тепла и расцветающей природы, был существенно важен для  сколотской
  знати, ведшей торг  с  греками  основным  продуктом  земледелия  --
  зерном. О большом значении хлебной торговли  для  импортеров  может
  говорить то, что на причерноморских античных монетах  того  времени
  часто изображался спелый колос.
      Однако, прежде чем  заняться  трудным  предпочтением  кого-либо
  из названных божеств, обратим внимание на того скифского бога,  имя
  которого попало в перечень Геродота, но, по признанию лингвистов, не
  этимологизируется из иранских языков и, следовательно, связано не со
  скифами-кочевниками (царскими скифами), а с каким-то другим народом,
  другой языковой принадлежности, ошибочно причисляемым к скифам. Имя
  его -- Гойтосир (Goitosiros) 126. В перечне (Геродот IV  --    59)
  Гойтосир поставлен  после  трех  важнейших  богов,  приравненных  к
  Гестии, Зевсу и Гее, и рядом с  богиней,  поясненной  как  Афродита
  Урания. Сам Гойтосир отождествлен с Аполлоном, что сближает его  со
  славянским Дажьбогом -- Солнцем 127. Наличие  оружия  и  горитов  с
  луками на изваяниях нисколько не противоречит такому толкованию  --
  ведь Аполлон был прославленным лучником и победителем змея  Тифона.
  В пользу именно солнечного божества говорит и  наличие  на  статуях
  шейных гривен, которые были символом  знатности,  и  вместе  с  тем
  золотые гривны  являлись  и  священным  знаком  солнца.  Турий  рог
  изобилия, обязательная деталь всех изваяний на "Священных путях"  и
  вокруг Ольвии -- прямое доказательство связи с божеством плодородия
  и благоденствия. Кроме этих  косвенных  соображений,  позволю  себе
  высказать  догадку  относительно   этимологии   имени   "скифского"
  Аполлона.  В  славянских  языках  "гойный"  означает  "изобильный";
  "гоити" -- "живить"  (отсюда  "изгой"  --  исключенный  из  жизни).
  "Гоило" переводится как фаллос, и поэтому выражение  русских  былин
  "гой-еси,  добрый  молодец"  означает  примерно:  "viro  in  рlenis
  рotentia"*. Весь комплекс слов с корнем "гой"  связан  с  понятиями
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-