|
Николаевской обл.121 (Рис. 9).
----------------------------------
120 Попова Е. А. Об истоках традиций..., Карта-рис. 11.
121 Курьер Юнеско. "Скифы". Январь 1977. Фото 8, с. 21;
Мозолевский Б. М. Скiфський степ. Київ, 1983, табл. 24.
Все эти пункты расположены на подступах к Ольвии в одном --
полутора днях езды от города, где и должен был завершаться путь из
земли днепровских земледельцев в привлекающее их Торжище
Борисфенитов, как называл Ольвию Геродот. Географическое
расположение каменных изваяний буго-днепровского типа лучше всего
осмысливается при наложении на карту импорта греческих изделий в
земли борисфенитов 122.
----------------------------------
122 Онайко Н. А. Античный импорт в Приднепровье и Побужье в
VII -- V вв до н. э. М., 1966, с. 45, рис. 7.
У сколотских племен (авхатов и парадатов) было два или три
возможных пути в Ольвию: по Гипанису, по Ингулу и по Ингульцу.
Последний путь был опасен, так как соприкасался в среднем течении
Ингульца с зоной погребений скифских царей в Геррах. Здесь и нет
изваяний. Остаются две дороги в Ольвию: путь по Гипанису, отмеченный
при выходе из сколотской земли, изваяниями, и путь по Ингулу,
проходящему вдоль местности Экзампей и тоже при выходе из сколотской
земли, отмеченный тремя известными нам изваяниями.
По этим путям сколоты-пахари вывозили свой хлеб и ввозили из
Ольвии амфоры с вином и маслом и греческие предметы роскоши.
Определяя назначение изваяний, нам прежде всего нужно
отказаться от укоренившегося взгляда на них как на скифские. Их
просто нет в геродотовское время ни у скифов царских на Нижнем
Днепре, ни на восточной окраине скифских кочевий в Приазовье. Это
вполне согласуется со словами Геродота о том, что у скифов "не
принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из
богов, кроме Ареса..." (Геродот IV -- 59). Святилище же Ареса,
описанное Геродотом, является гигантской кучей хвороста, поверх
которой "водружен древний железный акинак (меч); он и является
изображением Ареса" (Геродот IV -- 62). Следовательно, связывать так
называемые "скифские" изваяния со скифами царскими или вообще
скифами-кочевниками нет никаких оснований. За пределами разобранных
выше скоплений изваяния с рогом и гривной, относимые к VI -- V вв.
до н. э., встречены только в трех местах на севере и юге сколотского
пространства и оба раза на Днепре: в Киеве (если только это не место
хранения в музее?), в Днепропетровске, севернее собственно скифской
области и опять-таки на водном пути, близ южного рубежа сколотской
земли. Правда, днепровский путь через Пороги и через священную землю
царских скифов с гробницами предков едва ли использовался сколотами
для поездок в Ольвию, так как, во-первых, он был втрое (!) длиннее
ингульского пути (занимавшего около 5 дней) и длиннее пути по
Гипанису (по Геродоту от Экзампея до устья всего 4 дня пути).
Во-вторых, днепровский путь был целиком в руках могущественных
скифов, что не давало гарантии ни свободного проезда на юг, ни
возвращения с закупленными богатствами, привлекательными и для
скифов. Но вполне вероятно, что сколоты-пахари могли торговать своим
хлебом и со скифами, которые "пропитание себе добывают не
земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивают на повозках
(Геродот IV -- 46). При таком допущении находки в Надпорожье могут
оказаться связанными с торговым путем сколотов. но не в Ольвию, а
лишь к северной границе собственно Скифии, к самой кромке священной
земли предков скифов-номадов 123.
----------------------------------
123 Киев, как северный предел земли сколотов, мог быть местом
торговли с северными племенами невров. Как богатый торговый пункт в
римское время (крайний, северный по Днепру) Киевские высоты
удостоверены многими кладами римского серебра первых веков н. э.
Отсутствие изваяний определенного типа (с гривной и рогом) во
всей кочевой Скифии и прочная связь их со священными путями
земледельцев Среднего Поднепровья (начало путей на границе степи и
конечный пункт -- эмпорий Ольвии) не позволяет принять традиционное
наименование их скифскими. Возникает вопрос о назначении изваяний.
Е. А. Попова суммирует мнения разных исследователей: надгробные
стелы, изображающие героизированного умершего, изображение умершего
царя с регалиями, изображения бога войны Арея или
военачальников-вождей. Сама исследовательница склоняется к мысли,
что "изваяния были поставлены вождям" 124.
----------------------------------
124 Попова Е. А. Об истоках традиций..., с. 120 -- 121. Ближе
к истине был, как мне кажется, С. Н. Ляшко, который считал, что
стелы изображают Таргитая, как "первопредка всех скифов" (с. 226).
Это допущение следует учитывать, но с одной существенной поправкой,
|
|