Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  этой сценой, погребен в пограничной зоне, на краю славянских земель,
  где соседние крепости противостояли нападениям царских скифов с  их
  орлами, кречетами и грифонами на бунчуках. Принадлежность  курганов
  со спаленными домовинами представителям высшей  знати  не  вызывает
  сомнений.
 ----------------------------------
      108 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 550 -- 555.

      Одним из важнейших в этом смысле  курганов  является  известный
  курган Перепятиха, раскопанный  в  1846  г.  О  сожженной  гробнице
  сведений  нет,  но  принадлежность   Перепятихи   к   праславянским
  древностям достаточно  убедительно  определена  его  географическим
  положением -- он находится неподалеку от  Киева  (к  юго-западу  от
  него), т. е.  почти  у  самого  северного,  глубинного  края  земли
  сколотов на рубеже с неврами, вдали от степной Скифии. Дата --  VII
  --  начало  VI  в.  до  н.  э.  О  высоком  положении  погребенного
  свидетельствует характер курганной насыпи: насыпь содержала камни и
  была окружена  большим  валом,  что  является  редкостью  и  всегда
  сопровождается очень высокими насыпями (например, на Суле курганы с
  валами достигают  20  м  высоты).  Деревянная  гробница  Перепятихи
  представляла собой просторный 16 столпный склеп, вдоль стен которого
  было положено 14 трупов людей, убитых при погребении "царя". Это --
  самое крупное человеческое жертвоприношение во всей  приднепровской
  Скифии.
      Курган  Перепятиха  представляет  очень  большой   исторический
  интерес,  так  как,  во-первых,   отражает   значительную   степень
  социальной  дифференциации  и  выделение  племенных  вождей   очень
  высокого ранга уже в VII в. до н. э. Во-вторых, важно отметить, что
  имя кургана прямо соотносится с устойчивым и древним  наименованием
  Перепетова Поля, огромного степного острова посреди лесостепной зоны
  Среднего Поднепровья. В средние века здесь селились "свои поганые",
  кочевники-торки,  служившие  киевским  князьям.   Уже   тогда   это
  внутреннее степное пространство именовалось "Перепетовым Полем" 109.
  Третьим обстоятельством, повышающим  исторический  интерес  кургана
  Перепятихи, является его  синхронность  таким  крупным  евразийским
  событиям, как походы киммерийцев, а затем и скифов в Малую Азию,  к
  границам Мидии и Ассирии. Из жреческих вопрошаний ассирийского царя
  Асархаддона (681 -- 668 гг. до н.  э.)  известно  о  его  союзе  со
  скифским царем Партатуа (у Геродота -- Прототий) 110. Мы  знаем  не
  только о  воинственной  деятельности  разных  скифских  отрядов  на
  Востоке, но и об их возвращении на свои исконные места, послужившим
  основой нескольких эпических  сказаний.  Одним  из  археологических
  доказательств  является  Мельгуновский  курган  на  южной   окраине
  лесостепной зоны, другим, быть может, допустимо будет считать курган
  Перепятиху в  северной  части  этой  зоны,  если  лингвисты  найдут
  обоснованным  сближения:  Партатуа  (Бартатуа),  Перенят,  Перепет.
  Средством сохранения имени особого вождя, похороненного с небывалым
  количеством соумирающих, могли быть какие-то племенные сказания 111.
  Инвентарь лесостепных курганов рядом черт  отличается  от  степного
  скифского. Здесь почти нет знаменитых скифских котлов,  непременной
  принадлежности кочевого быта. Разнятся, как уже говорилось,  сюжеты
  звериного стиля (интерес сколотских мастеров к образу лося).  Особо
  следует отметить "целый ряд крупных золотых пластин со специфической
  местной трактовкой орла-грифона в сочетании с водоплавающей  птицей
  (золотые пластины из Оситняжки, Каневского уезда, Берестняг) 112.
 ----------------------------------
      109 Ипатьевская летопись 1150 г. Это  наименование  сохранилось
  до XIX в.
      110 ВДИ, 1947, № 1, с. 270.
      111  "Возможно,  что  отдельные  дружины   лесостепных   племен
  участвовали в походах скифов  (Мельгуновский  курган  и  курганы  в
  урочище  Холодный  Яр)".  Петренко  В.  Г.  Правобережье   Среднего
  Приднепровья, с. 57.
      112 Петренко В. Г. Правобережье Среднего Приднепровья, с. 57.

      Не заложен ли здесь мифологический смысл, намек  на  легенду  о
  происхождении местной знати от Таргитая, сына Зевса (его символ  --
  орел) и внука Борисфена (водоплавающая  птица,  позднейшая  "лебедь
  белая")?

                                    *

      Рассмотрение погребального обряда праславян  в  скифское  время
  приводит к следующим выводам: в эту эпоху  продолжает  существовать
  исконное трупосожжение во всех его вариантах (в урнах или  в  ямах,
  без курганов и под курганными  насыпями)  .  Чем  ближе  к  степной
  Скифии, тем слабее ощущается трупосожжение. Славянская знать VII --
  III вв. до н. э. под влиянием скифов переходит к  трупоположению  в
  вытянутой позиции. Сопровождающих  рабов  все  еще  иногда  хоронят
  скорченно. Курганы знати выделяются размерами, числом "соумирающих"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-