Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  и богатством инвентаря. Отличие сколотов-славян от настоящих степных
  скифов-иранцев  состоит  в   ощутимых   пережитках   трупосожжения,
  выразившихся в торжественных и величественных (как и при  настоящем
  трупосожжении) погребальных  кострах  над  деревянными  домовинами,
  имитирующими жилище.

                                    *

      Последний вопрос,  требующий  нашего  рассмотрения  в  связи  с
  религиозными представлениями отдаленных предков Руси  --  сколотов.
  это вопрос о каменных изваяниях VI -- V вв. до н. э., находимых или
  на самой южной кромке земли сколотов-пахарей или же в том  конечном
  пункте, который  был  целью  торговых  поездок  борисфенитов  --  в
  окрестностях  Ольвии,  эмпория  борисфенитов.  Исследователи   этих
  интересных изваяний всегда обозначали  их  слишком  общим  термином
  -скифские  и  не  делали  выводов   из   их   очень   определенного
  географического распространения, позволяющего утверждать,  что  они
  (по крайней мере, определенная часть их)  связаны  не  со  скифским
  миром, а со сколотским, борисфенитским и с тем участком этого мира,
  который носил специальное наименование "Священных путей". (Рис. 6).
      Начнем с  географии.  Геродот,  описывая  Гипанис,  упомянул  о
  горьком источнике, впадающем в  эту  речку  с  левой  (днепровской)
  стороны  почти  посередине  всего  течения  реки.  "Источник   этот
  находится в пределах страны  скифов-пахарей  и  ализонов.  Название
  источника  и  той  местности,  откуда  он  вытекает  --  по-скифски
  Экзампей, на языке же эллинов -- Священные Пути" (Геродот IV  --  
  52). В  81 говорится: "Есть между реками  Борисфеном  и  Гипанисом
  местность, название которой Экзампей". В этой  местности  находится
  огромный котел, вмещающий 600 амфор; он  поставлен  скифским  царем
  Ариантом и слит из множества наконечников стрел. Об  этом  говорили
  (очевидно, самому Геродоту) местные жители (Геродот IV №   81).  В
  книге о Геродотовой Скифии я после ряда точных расчетов отождествил
  Эксампай с речкой Черным Ташлыком,  протекающей  по  самой  границе
  лесостепи и степи 113. Эта извилистая речка начинается в 70  км  на
  северо-восток от Первомайска и течет на юго-запад, впадая в  Синюху
  (средний отрезок Гипаниса) невдалеке от  её  устья.  Черный  Ташлык
  полностью удовлетворяет всем  признакам,  указанным  Геродотом:  он
  отделяет степных  ализонов,  ведущих  "скифский  образ  жизни",  от
  земледельческих сколотских племен лесостепи;  он  окаймляет  с  юга
  археологическую   Киевскую   группу   (её   юго-западный   участок,
  сопоставленный мною  с  племенем  авхатов).  Для  нас  очень  важно
  указание Геродота о том, что его  "горький  источник"  вытекает  из
  местности, называемой Священными Путями. Следовательно, не сам ручей
  Экзампей был каким-то путем, а тот водораздел, где  находились  его
  истоки.   Этот   небольшой   компактный   водораздел   представляет
  значительный интерес для нас. Речки текут с него и  в  Днепр,  и  в
  море, и в Южный Буг, буквально во все стороны света: на запад (Высь,
  Экзампей -- Черный Ташлык), на север (истоки  Тясмина),  на  восток
  (истоки Ингула и  Ингульца),  на  юг  (Сугаклея).  Поперечник  этой
  возвышенности всего 50 -- 60 км; она приходится на южную, обращенную
  к степи и к  морю  часть  предполагаемой  земли  авхатов  и  вполне
  оправдывает эпическое имя авхатского царя Липоксая --  "Гора-царь".
  Древние географы очень часто называли  горами  не  только  отметные
  горные хребты,  но  и  простые  водоразделы.  Местоположение  этого
  водораздела полностью  отвечает  примечанию  Геродота  о  том,  что
  Экзампей находится  между  Днепром  и  Бугом:  "Есть  между  реками
  Борисфеном  и  Гипанисом  местность,  название  которой   Экзампей"
  (Геродот IV --  81).
 ----------------------------------
      113 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия, с. 31-37. Карта на с. 33.

      По современным  ориентирам  возвышенность  располагается  между
  Кировоградом и Новомиргородом в 60 -- 70 км как от Днепра-Борисфена,
  так и от Гипаниса -- Синюхи -- Буга.
      Подробное рассмотрение  географии  местности  Экзампей  вызвано
  тем, что именно здесь  сосредоточено  большое  количество  каменных
  изваяний эпохи Геродота, что, к сожалению, ни разу не сопоставлялось
  исследователями с наименованием  Священных  путей.  Первую  сводную
  работу об изваяниях написал П. Н. Шульц 114.
 ----------------------------------
      114 Шульц П. Н. Скифские  изваяния  Причерноморья.  --  В  кн.:
  Античное общество. М., 1967.

      С добавлением новых  материалов  эту  тему  рассмотрела  Е.  А.
  Попова в 1976 г.  115  Е.  А.  Попова  разделила  изваяния  на  три
  хронологических группы: 1 -- VI -- V вв. до н. э.; 2 -- IV  --  III
  вв. до н. э.; 3 -- I в. до н. э. -- IV в. н. э. У каждой группы своя
  типология, своя география.  Вторая  группа,  времен  царства  Атея,
  размещена частично в Крыму и в Приазовье. Третья группа сарматского
  времени заполняет  только  Крым  и  окрестности  Ольвии.  Интересно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-