Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  общескифских памятников, но Б. Н. Граков прав, причисляя его к очень
  определенному кругу памятников правобережных земледельческих племен
  (Граков В. Н. Скифы, с. 126), являющихся,  по  моей  интерпретации,
  сколотами-борисфенитами. Мельгуновский курган отстоит от ближайшего
  скифского кургана на 130 км к северу. Курганы в верховьях Ингула  и
  Ингульца являются  указанием  на  борисфенитский  форпост  в  этом,
  стратегически важном для  экспортеров  хлеба,  пункте:  отсюда  вел
  кратчайший путь  в  Ольвию  (в  обход  земли  воинственных  царских
  скифов).

      В   подтверждение   слов   Валерия   Флакка   о   "киммерийских
  богатствах"  царя  Авхата,  Мельгуновский  курган  дает  нам   вещи
  ассирийского изготовления.
      Решающим  в  вопросе  об  этнической   принадлежности   творцов
  спаленных домовин является  наличие  этого  обряда  на  Левобережье
  Днепра и именно на Ворскле. На той  самой  Ворскле,  куда  проникли
  праславянские колонисты в VIII -- VII вв., где прослежены славянские
  архаичные гидронимы. На Ворскле сожженные  домовины  известны  близ
  древнего города Гелона (Бельское городище) и в Битовой могиле (близ
  дер. Лихачевки) 105. В последнем случае наблюдается,  так  сказать,
  удвоенное сожжение: сам покойник был предварительно  сожжен  и  его
  прах был ссыпан в урну, поставленную в углу домовины, а после этого
  была  сожжена  по  правобережному  обряду  и  верхняя  часть  самой
  домовины.
 ----------------------------------
      105 Археологiя Української РСР, т. II, с. 105.

      У гелоно-будинов  лесостепного  Левобережья  в  верховьях  Суды
  тоже  известны  деревянные  гробницы  и  погребальные  костры,   но
  конструкция могильных ям  совершенно  иная  (уступчатая)  и  костры
  разводились иначе,  на  особой  глиняной  площадке,  предохранявшей
  гробницу от сгорания. "Крайне редко встречаются сожженные гробницы",
  -- пишет исследовательница этого района В. А. Ильинская 106.
 ----------------------------------
      106 Археологiя Української РСР, с. 110.

      Наличие  все  же  отдельных   случаев   сожжения   гробниц   по
  правобережному  обряду  может  свидетельствовать  об   инфильтрации
  правобережного борисфенитского населения сюда, в  верховья  Суды  н
  Пела из соседнего "правобережного острова"  на  Ворскле.  На  карте
  Трубачева есть маленький изолированный район  архаичных  славянских
  гидронимов на Пеле, граничащий с гелоно-будинскими  курганами,  что
  подтверждает предположение об инфильтрации 107.
 ----------------------------------
      107 Rolle  Renate.  Totenkult...  Карта  №  3;  Рыбаков  Б.  А.
  Геродотова Скифия. Карта на с. 197.  Чернолесской  подосновы  здесь
  нет.

      Как видим, обряд сожжения домовин (или бревенчатого  шатра  над
  ними) удивительно точно  совпадает  в  своей  географии  с  другими
  признаками,   позволяющими   уверенно   говорить    о    славянской
  принадлежности  земледельцев-борисфенитов   (сколотов);   совпадают
  следующие ареалы:
      1. Ареал чернолесской культуры X -- начала VII в. до н. э.
      2. Ареал архаичных славянских гидронимов.
      3. Размещение "скифов-пахарей" по Геродоту.
      4. Культура земледельческих племен VI --  III  вв.  до  н.  э.,
  генетически связанная с чернолесской.
      5.   Обряд   частичного   сожжения   домовин    в    гигантском
  погребальном костре.
      Наш  затянувшийся  обзор  праславянского  погребального  обряда
  скифского времени следует завершить рассмотрением социальной стороны
  вопроса. При общем взгляде на всю восточную половину праславянского
  мира  мы  видим,  что  на   лесных   окраинах   (Волынь,   Припять)
  господствовало трупосожжение в урнах и ямах, обычно  без  курганных
  насыпей. Доживает до VI в.  местами  обряд  скорченных  погребений.
  Социальных различий у лесных невров немного. Иное мы видим в  земле
  лесостепных сколотов. Все перечисленные выше курганы со  спаленными
  домовинами являются погребениями праславянской племенной знати. Это
  -- значительные насыпи, высота которых колеблется от 4 -- 5 м до  9
  -- 12 м (курган Глеваха под Киевом -- 12 м). В этих курганах  много
  оружия общескифских типов,  воинские  доспехи,  конское  снаряжение
  всадника. Количество уздечек велико, очевидно, это были узды личных
  коней  умершего.  Оружие  и  одежда  украшены   золотыми   узорными
  пластинами. Звериный стиль Правобережья отличается  от  степного  в
  частности таким лесным сюжетом, как лось. На костяных пластинах  из
  Жаботина  (Тясмин)  изображена  символическая  сцена:  стадо  лосей
  обороняется от налетающих на него хищных птиц; подобные птицы очень
  часто были символами скифов-кочевников и  их  изображения  украшали
  навершия знамен 108. Воин, которому принадлежало седло,  украшенное
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-