|
иногда высотою свыше 10 м. Особенно подробно изучены курганы по
Тясмину и Роси. Они охватывают время от середины VII в. до середины
III в. до н. э., т. е. всю скифскую эпоху в целом.
----------------------------------
98 Граков Б. Н. Скифы. М., 1971, с. 124-125. Б. Н. Граков
ошибочно приписал лесостепные памятники неврам, которые обитали в
лесной зоне.
Под этими курганами обычны сооружения в виде простых
четырехугольных ям площадью 6 -- 16 м^2 с плоским деревянным
перекрытием... К VII в. до н. э. относятся раскопанные у сел Жаботин
и Константиновка на Тясмине погребения в курганах под коническим
деревянным шатром, вроде крыш землянок Немировского городища. Помимо
этих простейших сооружений, встречаются либо поставленные на древней
поверхности почвы и потом засыпанные курганом, либо устроенные в
глубокой прямоугольной яме настоящие деревянные дома. У них стены
бывают или обложены горизонтально толстыми бревнами, придержанными
по углам и в середине стен толстыми столбами или обставлены
вертикально поставленными в канавки плахами со столбами по углам и
в середине стен. Иногда центральный столб поддерживает слабо покатую
двускатную крышу... Все эти сооружения восходят еще к обложенным
деревом или обставленным вертикально столбами землянками селищ и
городищ чернолесской культуры. Курганы с такими сооружениями
сосредоточены от устьев Припяти до окрестностей Кировограда.
Не только подкурганные сооружения в виде жилищ, но и
погребальный обряд в курганах среднего днепровского Правобережья
сохранял формы с чернолесской эпохи в течение всего скифского
времени. Наряду с вытянутыми и изредка скорченными костяками
довольно широко применялось трупосожжение как в урнах, так и в виде
безурнового захоронения сожженных костей.
Встречалось сожжение деревянного сооружения вместе с
покойником; потом его покрывали курганом. Ничего подобного не
наблюдается в степи..." 99.
----------------------------------
99 Граков Б. Н. Скифы, с. 124-125.
На последнем пункте описания следует остановиться подробнее,
так как сожжение довольно массивных деревянных конструкций (крыши
домовины) в известной мере уравнивало обряд сожжения покойника с
новым обрядом трупоположения. Прежнее трупосожжение, широко
бытовавшее и в скифское время у северных соседей славян-сколотов --
у славян-невров (не по Гракову!), заменилось разведением огромного
костра над могилой; покойник, находившийся под костром, не сгорал,
но ритуальный костер при захоронении все же был. Зрительно для
участников погребальной церемонии новый обряд мало отличался от
прежнего полного сожжения трупа; гигантский костер по-прежнему
составлял главную, итоговую часть ритуала.
Исследователи отмечают радиальное расположение обгорелых
бревен над гробницами, что следует истолковывать как сооружение над
гробницей-домовиной крыши с массивными бревнами-стропилами. Сильная
опаленность окружающей земли, обгорелость верхних частей самой
домовины говорят за то, что крыша, очевидно, была щедро крыта
соломой (что известно по раскопкам) и другим горючим материалом.
Исключительно важным для определения этнической
принадлежности обряда сожжения гробниц является географическое
распространение этого обряда в рамках "скифского квадрата". Обряд
сожжения домовин известен по кургану "Глеваха" близ Киева (высота
курганной насыпи -- 12 м) 100. Курганы с таким сожжением есть и на
Каневщине в бассейне Роси (Оситняжка, Берестняги и др.)101. Известны
они и на Подолии102. Самый северный курган с подобным обрядом
находится на Припяти близ устья Горыни в самой гуще памятников
милоградской культуры невров. Сгоревшие домовины находились как в
ямах, так и на уровне земли 103. Именно сюда, к устьям Горыни и
Стыри дотягивается северо-западный край ареала архаичных славянских
гидронимов. Самыми южными точками распространения обряда сожжения
домовин являются: Литая Могила (Мельгуновский курган 1763 г.,
находящийся в том Черном Лесу, который дал имя чернолесской
культуре) и курган в Медерове близ Кировограда. В Медерове домовина
была построена прямо на земле и закрыта как шатром длинными
бревнами, образовавшими после сожжения костра огромное кострище в 20
м в поперечнике. Слой обожженной земли достигал 2 м толщины.
Мельгуновский курган принадлежал какому-то раннему князю сколотского
племени авхатов 104.
----------------------------------
100 Археологiя Української РСР, т. II, с. 82 и 85.
101 Археологiя Української РСР, т. II, с. 83 -- 84.
102 Археологiя Української РСР, т. II, с. 95 и 99.
103 Археологiя Української РСР, т. II, с. 178.
104 Археологiя Української РСР, с. 50. Мельгуновский курган
VII -- начала VI в. до н. э. нередко рассматривается как образец
|
|