Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Славянские Веды(язычество) :: Рыбаков Б. А. :: Б. А. Рыбаков - ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-
 
  случаях этот художник (1125 --  1189  гг.)  не  изображал  ворот  с
  церковью. Изображенный на этой миниатюре языческий  идол,  подобный
  идолам 907 -- 983 гг., не связан с содержанием событий  1135  г.  и
  может быть сопоставлен только с тем городом, о котором идет речь  в
  тексте -- с Переяславлем Русским, о чем весьма убедительно  говорит
  и позднейший герб Переяславля тоже в виде  идола.  Идол  на  данной
  миниатюре представляет собой  обнаженного  бородатого  человека  со
  щитом (как и на идолах языческих времен),  но  не  с  жезлом,  а  с
  большим желудем в другой руке. Желудь -- олицетворение дуба, а  дуб
  -- священное дерево  Перуна,  Зевса,  Юпитера  и  других  ипостатей
  верховного божества. Все сходится на том, что у Переяславля  прочно
  сохранялась  слава  какого-то  архаичного  сакрального   языческого
  центра,  слава,  возможно,   перешедшая   к   нему   от   соседнего
  Трахтемировского  городища,   которое   очень   подходит   к   роли
  общесколотского святилища 96.
 ----------------------------------
      94 Радзивиловская летопись, л., 166 об. низ.
      95 Раскопки Юры Р. А.
      96 Если бы  все  высказанные  предположения  подтвердились,  то
  можно было бы предложить еще одну догадку: не является ли уникальное
  и неэтимологизируемое название "Трахтемирово" реминисценцией культа
  Таргитая (с учетом произношения гаммы в имени Targitaon. Возможность
  растягивания на два  с  половиной  тысячелетия  фольклорной  памяти
  вполне подтверждается наличием в фольклоре образа  древнего  седого
  царя-богатыря Тарха Тараховича, соседа степной Бабы-Яги (Рыбаков Б.
  А. Язычество древних славян, с. 581, 586).

      Компактный  регион  лесостепного  Правобережья,  сопоставленный
  выше с геродотовскими сколотами-борисфенитами, отличался от степных,
  чисто  скифских,  областей  не  только  в  хозяйственном,  но  и  в
  религиозном отношении. У скифов -- поклонение мечу, а здесь -- плугу
  с  ярмом,  топору  и  чаше;  отличен  звериный  стиль,   отражающий
  сакральную символику: у скифов -- преобладание птиц и фантастических
  животных, образы которых почерпнуты из малоазийского бестиария, а у
  лесостепных сколотов преобладает реальный  северный  лось,  древний
  символ главного небесного созвездия: "Лось" --  Большая  Медведица.
  Афанасий Никитин в XV в., описывая  небосвод  Индии,  писал:  "Лось
  стоит головой на восток". Существенно отличался и погребальный обряд
  земли сколотов от  обряда  царских  скифов,  хорошо  известного  по
  многочисленным раскопкам в  "Геррах",  обширной  области  священных
  курганов в днепровской  луке.  В  Поднепровье  (Среднем  и  Нижнем)
  выявлено два типа погребений с трупоположением, к которому племенная
  знать стала переходить еще в  предскифский  период:  захоронения  в
  катакомбах и захоронения в деревянных срубных гробницах.  Катакомбы
  характерны для настоящих  скифов-кочевников  (в  том  числе  и  для
  царских), а деревянные гробницы --  для  лесостепных  правобережных
  сколотов   ("скифов-пахарей")    и    для    гелоно-будино-сколотов
  лесостепного Левобережья. Ареалы двух  различных  видов  погребений
  разделены широким стокилометровым пустым пространством степей 97.
 ----------------------------------
      97  Rolle  Renate.  Totenkult   der   Skythen.   Teil   I   Das
  Steppengebiet. Berlin -- New York 1979. Карты 1-3.

      Скифские курганы с катакомбами  сосредоточены  главным  образом
  в  обширном  прямоугольнике 120 х 160  км,  в  сердцевине  которого
  находится главная  погребальная  область  скифов  --  Геррос  (ниже
  днепровских порогов) с такими знаменитыми царскими  курганами,  как
  Чертомлык, Солоха,  Гайманова  могила,  Александропольский  курган.
  Центром всего этого прямоугольника является  единственный  скифский
  город -- Каменское городище у втока Конки в Днепр,  в котором можно
  видеть Метрополь Клавдия Птолемея.
      В интересующей нас  области  размещения  славянских  племен  мы
  наблюдаем господство трупосожжений у невров (в урнах или в  ямках),
  чаще без курганов. Юго-восточнее Невриды, в  земле  сколотов  между
  Днепром и Днестром, количество сожжений сильно сокращается -- здесь
  преобладают трупоположения, близкие к скифским, но, как уже сказано,
  не в катакомбах, а в срубных деревянных гробницах.
      Отличительной чертой именно славянского обряда VI -- V  вв.  до
  н.  э.  является   обычай   сжигать   на   могиле   верхнюю   часть
  гробницы-домовины, возможно, имитировавшую  стропила  и  соломенную
  крышу  просторной  домовины.  География  этого  обряда   дает   нам
  драгоценное  подтверждение  вычленению  сколотской  (праславянской)
  территории Правобережья из общей массы племен, попавших в  скифский
  квадрат Геродота. (Рис. 5).
      Погребальный обряд, как видим, проводит  резкую  демаркационную
  линию между кочевниками скифами и лесостепными  земледельцами.  Для
  характеристики правобережных курганов VII  --  III  вв.  до  н.  э.
  воспользуюсь описанием их известным скифологом Б. Н.  Граковым  98.
  Привожу очень важное для нашей  темы  описание  деревянных  гробниц
  славян-борисфенитов Б. Н. Граковым: "Вокруг городищ много курганов,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 430
 <<-